«Ситуация неординарная» — так весьма емко в региональной ГИБДД прокомментировали инцидент, произошедший в ночь на 7 февраля в окрестностях деревни Караваево Кингисеппского района Ленинградской области. Сломав пару деревенских заборов, веселая компания из двух друзей привлекла сначала внимание местных жителей, а затем и сотрудников ГИБДД, которые, по собственному признанию, в темноте долго не могли понять, что за странное транспортное средство они преследуют.
В конечном итоге гаишникам для поимки сильно переработанного БТР-70 пришлось даже немного побегать. Сейчас водитель Георгий Прудов, находившийся в нетрезвом состоянии, и пассажир бронемашины, судя по всему, также отнюдь не трезвый, дают невнятные показания. Последний и вовсе утверждает, что, будучи на рыбалке, случайно тормознул БТР на трассе, задремал, а проснулся уже с помощью сотрудников ГИБДД.
При этом в ГИБДД отметили, что Прудов имеет права нужной категории для управления подобной техникой. И ездил он по полям и пересеченной местности, что для подобной техники также не запрещено.
Сам хозяин экзотического транспортного средства во время всего действа находился неподалеку, но, в отличие от приятелей, в ходе застолья его потянуло не на подвиги, а в сон. При этом выяснилось, что «гражданский» БТР был снят с учета в Самарской области еще в 2012 году.
Инцидент в Ленинградской области привлек к себе внимание тем, что нарушители использовали для «покатушек» не просто броневик, к примеру гражданскую версию армейского «Тигра», а крайне редко встречающееся транспортное средство. БТР-70 имеет длину 7,5 м, а его боевая масса в полном оснащении составляет около 11,5 тонны. В данном случае бронетранспортер был без башни и вооружений и имел ряд доработок — появились дополнительное освещение и окошки.
Оказалось, что подобное транспортное средство не уникальный экспонат какого-то фаната, а вполне рядовой экземпляр.
Существует целый рынок адаптированной к гражданскому использованию бронетехники, где любой желающий с помощью специализированных сайтов и форумов может приобрести не только БТР самых разных модификаций, но и другую бронетехнику, включая танк.
В Ассоциации вездеходной техники, на сайте которой выставлена на продажу самая различная внедорожная техника, включая ту, что когда-то считалась военной, «Газете.Ru» рассказали об особенностях владения таким транспортным средством.
«На БТР нужно получать номера, а ставить на учет его необходимо в Гостехнадзоре, — рассказал один из экспертов ассоциации. — Права получают также в Гостехнадзоре, теоретический и практический экзамены состоят из нескольких этапов. Только речь идет не о водительских правах, а о правах тракториста-машиниста.
Кроме того, помимо самих прав нужно иметь соответствующую открытую категорию, если речь о БТР-70, то это D — для самоходных машин с двигателем мощнее 150 л.с. Впрочем, ездить по дорогам общего пользования на нем все равно нельзя».
То есть с обычными автомобильным правами, пусть даже и самой высокой категории, управлять специальной техникой, которая классифицируется как самоходные машины, нельзя. Согласно постановлению правительства Российской Федерации, к ним относятся тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт. Отдельный статус имеет боевая самоходная техника, используемая вооруженными силами.
Запрет для БТР-70 на проезд по общим дорогам связан с его шириной. Согласно действующим нормативам, транспортное средство шириной более 2,5 м, то есть шире дорожной полосы, двигаться по дорогам общего пользования не может.
«Но проехать все же можно. Нужно получить карту передвижения в ГИБДД, оплатить госпошлину и проследовать в определенное время из точки А в точку Б», — отмечает собеседник.
При этом любители экзотики могут выбрать себе транспорт попроще. К примеру, не менее экзотично и внушительно на дороге смотрится БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина).
«На ней уже можно ездить по обычным дорогам, но только там, где нет дорожного знака 3.14 «Ограничение ширины» или знака «Дорога только для автомобилей». Такие машины и покупают больше всего, — отмечает эксперт ассоциации. — Но, конечно, чтобы ездить по дорогам общего пользования, машину необходимо довести до ума: поставить габариты, поворотники. Кроме того, обзорность должна быть не менее 120 градусов. Именно поэтому там делаются дополнительные окошки, как в случае с БТР-70 под Санкт-Петербургом».
На сайте ассоциации указана стоимость всей имеющейся техники. Так, БТР-70, оснащенный двумя бензиновыми двигателями ЗМЗ по 120 л.с., предлагается за 1,5 млн руб. и выше.
В качестве опций покупатель может установить не только необходимые зеркала, фары, но и кресло, диван, холодильник, аудио- и видеоаппаратуру, камеры заднего и ночного видения и даже индивидуальную панель приборов и руля.
Впрочем, покупателям будет нелишним знать, что по шоссе даже официальный расход топлива у данной модели составит 78 л на 100 км, а по грунтовой — уже 116 л. При этом на практике он окажется еще выше, и далеко от заправки на нем уезжать не стоит.
«Хитом продаж» на сайте обозначен более современный БТР-80, который предлагается по цене от 2,75 млн руб. Впрочем, как оказалось, данные цены уже устарели. «Из-за кризиса цены в последнее время выросли, порой в несколько раз. Сейчас такая машина в нормальном оснащении предлагается по цене от 6 млн руб.», — рассказал эксперт ассоциации.
Еще более популярна относительно доступная по цене БРДМ, которая имеет право легально ездить по шоссе и городским улицам. На нее тоже нужны права тракториста-машиниста, но ввиду менее мощного двигателя — уже категории С.
В частности, БРДМ-2 на сайте ассоциации предлагается купить всего за 750 тыс. руб., что, кстати, заметно дешевле менее совершенной, но более раритетной БРДМ-1.
Но и здесь реальные цены, очевидно, стали значительно выше.
«Эти машины берут и в подарок, и для себя. Берут и те, кто просто хочет поставить машину на дачном участке и радоваться. Есть покупатели и из числа тех, кто служил на такой технике, у них своеобразная ностальгия по армейской юности. Встречаются и коллекционеры, у которых нет какого-то эксклюзивного авто в коллекции.
В основном покупают охотники и рыболовы: БРДМ и проехать может везде, и плавать умеет. Застрять она, конечно, может, но при должном управлении и вменяемости водителя это практически нереально», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
Что касается танков, то к продаже предлагаются самые разные модели, от Т-34 до Т-80, но цена на них определяется «по запросу».