На деньги от работы системы «Платон» в России планируют строить новые платные трассы. Первым проектом, на который могут быть потрачены собранные с владельцев фур деньги за проезд по федеральным трассам, может стать новая платная дорога в Хабаровском крае. О такой возможности заявили в четверг в Росавтодоре.
Проект новой автомобильной дороги вокруг Хабаровска представят руководству Минтранса России и Росавтодора, а также десяткам заинтересованных инвесторов в начале февраля текущего года. Однако уже сейчас в Росавтодоре говорят, что этот проект потенциально претендует на получение федеральной субсидии за счет средств, которые с ноября прошлого года собирает в дорожный фонд страны система взимания платы с большегрузов «Платон».
Проект предполагает строительство скоростной дороги общей протяженностью более 26 км, которая свяжет между собой федеральные трассы А370 «Уссури», Р297 «Амур» и А375 «Восток». Объект включает в себя 24 моста и путепровода, а также пять автомобильных развязок. Новая транспортная артерия, по мнению чиновников, позволит улучшить доступность и обеспечить дополнительное развитие инфраструктуры Хабаровского края за счет выведения транзитного транспорта за пределы города.
«Предполагается, что строительство и эксплуатация объекта будут осуществляться за счет бюджетного и частного финансирования, — поясняют в Росавтодоре. —
Расчетная финансовая модель подразумевает заключение концессионного соглашения сроком на 15 лет с учетом софинансирования проекта в размере не более 24,8 млрд руб. из регионального и федерального бюджетов. При этом рассматривается привлечение федеральных средств, собранных системой «Платон».
В Росавтодоре отмечают, что по состоянию на 28 января системой «Платон» собрано уже 2,87 млрд руб., а регионы активно предлагают, на что потратить эти средства. «Благодаря внедрению сборов с автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн у государства наконец-то появилась возможность претворять в жизнь инициативы регионов, у которых без дополнительного источника финансирования не было шансов на реализацию исключительно за счет бюджета субъекта Российской Федерации, — говорят в ведомстве. — Помимо проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) будет софинансироваться строительство уникальных инженерных сооружений, например мостов и тоннелей, именно на них пойдут первые поступления в дорожный фонд от системы «Платон».
Стоит отметить, еще в конце прошлого года чиновники заявляли, что регионы представили уже семь проектов, претендующих на финансирование за счет средств, собранных «Платоном». Все эти проекты также представляют собой платные участки.
Помимо Хабаровского края привлечь финансирование рассчитывают в Башкирии, Удмуртии, Коми, Пермском крае, Вологодской и Новосибирской областях.
Примечательно, что система «Платон» предназначена для сбора денег с владельцев грузового транспорта в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования. Назначение системы даже заложено в ее полном названии, а декларируемая цель введения сбора — обеспечение за счет собранных средств поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
«Средства будут направлены на дорожные работы, в том числе и на ремонт, реконструкцию уникальных искусственных сооружений», — говорили чиновники, когда «Платон» со скандалом вводился в эксплуатацию. Однако в контексте «Платона» все же вскользь упоминалась и реализация дорожных проектов ГЧП в регионах.
Однако с момента начала работы «Платона» чиновники успели уже несколько раз заявить о планах финансирования из собираемых средств строительства платных дорог, а о ремонте и реконструкции существующих или строительстве новых, но бесплатных функционеры пока не сообщают.
При этом перевозчики, которые вынуждены платить «Платону», ждали, что деньги будут тратиться в первую очередь на ремонт и реконструкцию дорог.
«Система «Платон» все больше превращается в аферу, — говорит «Газете.Ru» координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. —
Сначала чиновники говорили, что деньги от «Платона» пойдут на реконструкцию федеральных трасс, потом речь зашла о региональных дорогах.
Теперь выясняется, что они хотят строить платные дороги и еще и там собирать с нас деньги.
Тем более это бессмысленно в Хабаровском крае, где есть хорошая незагруженная федеральная трасса, ее только содержать надо в таком состоянии».
Собеседник отмечает, что приоритетной задачей для дорожников, если говорить о строительстве дорог, должны стать не платные объезды городов, а сквозные магистрали. «Шелковый путь» уже уходит из России — у нас уже нет никакого транспортного потенциала», — сетует Войтко.
«В условиях существенного сокращения государственного бюджета на дорожную отрасль в приоритете должны быть содержание и ремонт существующей дорожной сети, — говорит «Газете.Ru» президент дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. — По возможности, конечно, надо и строить дороги. Но новые платные участки в том виде, в котором они реализуются у нас, не очень эффективны — водители теряют на пунктах оплаты слишком много времени».
Стоит отметить, что внедрение «Платона» в конце прошлого года вызвало небывалые протесты среди дальнобойщиков. Для многих из них введение нового сбора означало фактически работу без прибыли. Сама система в первые дни работала с большими сбоями. Требуя отменить сбор, тысячи водителей в разных регионах устраивали стихийные акции протеста. Самые отчаянные, особенно в неблагополучном Дагестане, были готовы отправиться в Москву для перекрытия дорог. В конечном итоге где-то уговорами, а где-то прямыми угрозами и давлением властям удалось погасить масштабный протест.
В немалой степени этому способствовала четкая позиция президента Владимира Путина, однозначно заявившего, что новый сбор отменять никто не собирается, а также полное игнорирование неудобной темы федеральными телеканалами, вследствие чего никакой серьезной общественной поддержки водителям добиться так и не удалось.