МВД в ближайшее время планирует внедрить во всех регионах единое программное обеспечение для автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД. Такая модернизация по задумке ведомства должна прекратить массовые фальсификации штрафов и появление «белых списков» в регионах. Однако эксперты уверены, что разработка единого ПО для всех Центров автоматической фиксации нарушений (ЦАФАП) ГИБДД не поможет в борьбе с коррупцией и мошенничеством в этой области.
В МВД России не только приняли решение провести реформу в области фотовидеофиксации, но и уже подготовили технические требования для разработки нового «Электронного сервиса ЦАФАП», который будет отвечать всем требованиям безопасности. Новое ПО должно быть создано в течение 2016 года. Об этом в письме (копия есть у «Газеты.Ru») депутату Госдумы Вячеславу Лысакову сообщил глава ГУОБДД Виктор Нилов.
Ранее Лысаков направил в МВД депутатский запрос, в котором сообщил о массовых жалобах автовладельцев на работу ЦАФАП в некоторых регионах и попросил принять меры. В частности, жалобы парламентарию поступали от автомобилистов из Краснодарского края, где ГИБДД с помощью камер выписала водителям более 400 тыс. штрафов за несовершенные нарушения. Технически это стало возможно как раз из-за использования местным ЦАФАП незащищенного ПО. В результате проверки прокуратура края установила, что программное обеспечение, которое использовалось для обработки данных с видеокамер, не отвечало требованиям объективности и защищенности — в работу комплексов могли вмешиваться сторонние лица и искусственно влиять на внутренние данные.
Похожие нарушения были обнаружены в Тамбовской и Воронежской областях.
«В 2014 году в Тамбовской области разразился скандал, связанный с массовой рассылкой гражданам незаконных штрафов с камер автоматической фиксации правонарушений, как было в итоге установлено в ходе проверки Генпрокуратуры, сделанных вручную,
— пожаловались депутату местные активисты. — Рассылка была приостановлена и признана незаконной. Однако между камерами фотовидеофиксации и программой до сих пор нет защищенных каналов передачи данных о зафиксированных нарушениях».
По утверждению активистов, аналогичные нарушения были выявлены и в Воронежской области. В результате коллективную жалобу на имя Лысакова с требованием разобраться в ситуации подписало несколько десятков активистов из нескольких регионов.
«Наши персональные данные никак не защищены, а информация по нарушениям может быть изменена в ручном режиме в любое время как сотрудниками ЦАФАП УГИБДД, так и сторонней коммерческой структурой,
— пишут депутату активисты. — Мы просим пресечь грубое нарушение закона, выражающееся в использовании «левого» ПО при работе с нашими персональными данными, прекратить «слив» наших персональных данных посторонним коммерческим структурам».
Стоит отметить, что скандал, связанный с дорожными камерами, прогремел в прошлом году и в Москве, где сотрудники ЦАФАП вопреки закону не штрафовали владельцев желтых такси за езду по выделенным полосам для общественного транспорта — материалы о нарушителях, свободно ездивших по спецполосам, на которых установлен «кирпич», вручную отбраковывались и штрафные постановления не выносились.
Кроме того, в начале 2015 года прокуратура Республики Коми выяснила, что местных чиновников, а также сотрудников Сбербанка целый год не штрафовали за превышения скорости, которые фиксировались дорожными камерами. Прокурорская проверка выявила, что в систему не вносились реквизиты ряда учреждений, вследствие чего штрафы туда не приходили.
Депутат Лысаков уверен, что
с появлением единого ПО передача данных с дорожных камер в ЦАФАПы будет защищена от вмешательства.
«Именно для этого в МВД и создают программу, отвечающую требованиям информационной безопасности, — пояснил «Газете.Ru» парламентарий. — Подчищать данные с дорожных комплексов уже не получится, и произвол в регионах закончится. Еще лучше, если будет создан Единый федеральный центр (законопроект рассматривается в ГД), куда из всех регионов напрямую будет отправляться информация о нарушениях».
Однако эксперты сомневаются, что с унификацией ПО в регионах перестанут создаваться «белые списки» (госномера автомобилей, по которым не выносятся постановления) и выписываться незаконные штрафы автовладельцам.
«Любая унификация — это хорошо, — рассказывает «Газете.Ru» эксперт в сфере фото- и видеофиксации нарушений ПДД Сергей Ласкин. — Создателям комплексов не придется каждый раз писать новое ПО под проекты в разных регионах. Сотрудникам ЦАФАП станет проще работать.
Но победить коррупцию и мошенничество в этой сфере не получится. Не потому, что это технически сложно, а потому, что никто в этом не заинтересован — ни местные власти, ни ГИБДД, ни компании, которые создают и обслуживают комплексы. Поэтому в России вообще нет ни одного региона, где отсутствует возможность для незаконного вмешательства в данные, получаемые с дорожных камер. Просто есть области, где выявлены нарушения, а есть — где этим никто не занимался».
По мнения собеседника, честной работе системы фотовидеофиксации мешает прямая заинтересованность коммерческих структур в максимально большом количестве штрафов. «Сегодня в ряде регионов уже созданы и продолжают создаваться системы фотовидеофиксации в формате частно-государственного партнерства. Если внимательно изучить концессионные соглашения, то можно увидеть, что по каждой камере есть норматив — сколько она должна зафиксировать нарушений. Все штрафы, выписанные свыше норматива, государство и частная компания делят пополам. Поэтому концессионер, который, к слову, имеет доступ ко всем данным, напрямую заинтересован в том, чтобы камера ловила как можно больше нарушителей — от этого зависит прибыль. Ситуация, конечно, может измениться, если все данные будут передаваться с необходимой защитой в федеральный ЦАФАП, но тогда весь бизнес фотовидеофиксации просто умрет», — говорит Ласкин.
Осведомленный источник «Газеты.Ru» на рынке производства и обслуживания автоматических комплексов также уверен, что унификация ПО не принесет пользы автовладельцам. «Функционал этого ПО останется прежним, поэтому возможность отбраковать штраф определенного водителя или записать законопослушного автомобилиста в нарушители останется, — поясняет собеседник. — Кроме того, процесс унификации потребует огромных финансовых и временных затрат — на это может уйти лет пять».