«Думал, такого беспредела у нас не будет»

МВД проверит действия сотрудников ГИБДД Татарстана, устроивших «живой щит»

Анатолий Караваев, Даниил Ломакин
Video
В Татарстане разразился очередной скандал вокруг местной ГИБДД, которая использовала водителей в качестве «живого щита» для поимки нарушителя. Он смог проехать между выставленными гражданскими машинами, но вскоре был задержан и уже находится под стражей. Местные активисты требуют наказать гаишников и уже обратились в прокуратуру. В МВД начали служебную проверку.

О скандальной погоне за нарушителем в Набережных Челнах стало известно благодаря видеозаписи, снятой на регистратор одной из машин. Очевидцы запечатлели, как инспекторы ГИБДД в ожидании нарушителя, за которым уже велась погоня, перекрывают ему дорогу с помощью «живого щита». Для этого полицейские жезлом заставили водителя одной из фур встать поперек дороги. При этом свою собственную служебную машину с включенной мигалкой гаишники припарковали чуть в стороне — если бы нарушитель пошел на таран, ей бы ничего не угрожало.

Чтобы закрыть прореху между фурой и стоявшим в стороне полицейским автомобилем, один из гаишников решил использовать стоявшую в образовавшемся заторе «Газель». Он приказал водителю съехать с трассы, а затем жезлом, словно дирижерской палочкой, показывал, как водителю нужно припарковаться. Помочь ему закрыть «окно» решил и водитель фуры, по команде гаишников сдавший чуть назад.

Однако в момент приближения нарушителя, когда гаишники побежали к эпицентру событий, перекрывший дорогу грузовик вновь проехал чуть вперед. Этим и воспользовался нарушитель на Mitsubishi Lancer, который спокойно проехал в образовавшееся «окно». Вслед за ним устремились преследовавшие его машины ДПС.

Лихача в конце концов задержали. Им оказался 21-летний житель Подмосковья по фамилии Маврин. Мировой суд арестовал его на пять суток за оставление места ДТП. Кроме того, как сообщает местное издание «БИЗНЕС Online», на Маврина составлено более 20 административных материалов. В частности, водителю иномарки вменяют неповиновение законным требованиям сотрудников ГИБДД, выезд на встречную полосу движения и другие нарушения, что грозит ему не только штрафами, но и почти гарантированным лишением прав. Остается неясным, совершил ли нарушитель ДТП уже в процессе погони, задев кого-то в «живом щите», или же инцидент произошел еще до этого.

Как стало известно «Газете.Ru», в МВД по Татарстану уже изучают обстоятельства случившегося. «По данному факту проводится служебная проверка, в ходе которой будет установлено, превышали ли инспекторы ДПС свои полномочия, действительно ли создали из гражданских автомобилей «живой щит», чтобы задержать нарушителя», — заявила «Газете.Ru» начальник пресс-службы республиканского МВД Ирина Нижельская.

Между тем источник «БИЗНЕС Online» в МВД республики считает, что использовать словосочетание «живой щит» в данном случае некорректно.

«Живой щит» — это когда перекрывают движение гражданскими машинами, ставя их поперек движения, подвергая таким образом опасности как жизни людей, так и их транспортные средства. В данном случае такого не было, дорогу перекрывали фурой. Был создан затор, какие бывают повсеместно в часы пик», — заявил источник.

Разобраться с гаишниками, подвергшими опасности рядовых водителей, потребовали и в местном отделении Федерации автовладельцев России. Активисты уже направили жалобу в прокуратуру.

«Меня эта ситуация крайне возмутила, — рассказал «Газете.Ru» автор обращения Рамиль Хайруллин. —

Думал, что такого беспредела у нас в регионе никогда не будет. Дело в том, что я общался с местными гаишниками после того, как «живой щит» был выставлен в Москве на МКАД, — все они тогда жестко раскритиковали действия коллег из столицы. А теперь вот сами поступили аналогично».

Собеседник отмечает, что инспекторы ДПС, перекрыв проезжую часть гражданскими машинами, нарушили закон «О полиции». «У полицейского есть обязанность охранять жизнь и имущество граждан, — говорит Хайруллин. — Организовав «живой щит», инспекторы поставили под угрозу жизнь водителей и пассажиров и сохранность их транспортных средств. При этом место, где гаишники пытались перекрыть дорогу, — трасса, с которой и сворачивать-то особо некуда. Поэтому инспекторы вполне могли бы преследовать нарушителя, ну а если им и хотелось перекрыть дорогу, то они могли бы сделать это с помощью своих патрульных автомобилей».

Упомянутый Хайруллиным инцидент на МКАД остается самым скандальным случаем применения «живого щита». Ночью в октябре 2014 года на МКАД для задержания мигранта на люксовой Audi A8 с поддельными номерами они перекрыли движение, фактически поставив водителей под удар. Нарушитель смог прорвать кордон и, повредив восемь машин, продолжил движение. При этом массовая авария не попала в отчеты ГИБДД, прибывшие же на место ДТП другие сотрудники заявляли, что никакого «живого щита» не было, а перекрытие трассы они назвали «фейком». В конечном итоге ущерб пострадавшим автомобилистам так никто и не возместил.