Российский авторынок сократился по итогам 2015 года на 35,7%. Всего за год было продано чуть более 1,6 млн новых автомобилей. Это на 890 тыс. единиц меньше по сравнению с 2014-м, когда авторынок также серьезно просел. Такие данные приводятся в годовом отчете комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Таким образом, российский авторынок падает уже третий год подряд после рекордного за всю историю 2012 года. Из-за затяжного кризиса Россия с 1–2-го места в Европе по объему проданных машин откатилась на 4–5-е, и отставание от лидеров — Германии, Великобритании, Франции — с каждым годом все увеличивается.
Итоги 2015 года могли бы оказаться еще хуже, если бы не рост спроса в декабре. Опасаясь очередной волны повышений цен на новые автомобили из-за негативной ситуации на валютном рынке, многие потребители не стали откладывать покупку на следующий год. Несмотря на то что продажи новых легковых автомобилей в России в декабре 2015 года упали на 45,7%, прошлый месяц стал лучшим по объему продаж за весь 2015 год.
«Декабрь с продажами 147 тыс. автомобилей оказался лучшим месяцем в 2015 году, оставаясь в то же время чрезвычайно далеким от абсолютного декабрьского рекорда, равного 270 тыс., показанного годом ранее»,
— прокомментировал ситуацию председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер.
Лидер рейтинга продаж — марка Lada реализовала в минувшем году 269 тыс. автомобилей, что на 31% меньше, чем было продано в 2014-м. При этом доля компании на рынке в целом выросла на 1,3%, до 16,8%.
Корейские марки также завершили год в минусе. Продажи у Kia снизились на 16%, а у Hyundai — на 10%. По объему реализованных за год машин обе марки существенно отстали от «АвтоВАЗа»: Kia продала 163,5 тыс. единиц, а Hyundai — 161,2 тыс. единиц.
Компания Renault, занимающая четвертую строчку в рейтинге продаж, реализовала за год 120,4 тыс. автомобилей — на 38% меньше, чем в 2014-м. Марке Volkswagen удалось продать 78,4 тыс. машин, что на 39% меньше, чем годом ранее. Заметным снижением продаж завершился год и для японских марок Toyota (98,1 тыс. машин, -29%) и Nissan (91,1 тыс. машин, -44%).
По итогам года прибавили в объемах продаж относительно 2014-го всего два бренда: Lexus и Porsche.
Японская премиум-марка реализовала 22,2 тыс. машин (+6%), а немецкая автокомпания продала 5,3 тыс. автомобилей (+12%).
Формально рост продаж относительно предыдущего года произошел и у марки Datsun, но объясняется это тем, что на российский рынок компания вышла лишь в сентябре 2014 года. В 2015-м компания Datsun продала в России 31,6 тыс. машин.
Автокомпании готовятся к тому, что рынок продолжит падение и в 2016 году. По словам Шрайбера, ожидания автокомпаний относительно ситуации в 2016 году нельзя назвать оптимистичными.
«Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год — 1,53 млн автомобилей, но это при условии, что не будет существенных изменений в господдержке автомобильного сектора,
— говорит он. — В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту».
Кроме того, Шрайбер отметил, что цены на новые автомобили продолжат расти.
«Уровень цен на автомобили конца прошлого года вырастет уже к концу первого квартала года текущего,
— полагает он. — В то же время повышение цен приведет к тому, что в денежном выражении авторынок уже не будет сокращаться, при условии падения продаж на 5%».
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков с прогнозом АЕБ согласен. «Ситуация на сырьевых и финансовых рынках на начало года позволяет заключить, что падение авторынка в этом году может составить порядка 5%, — рассказал «Газете.Ru» Рожков. — Это не пессимистичный прогноз, а скорее базовый. Не исключаю, что в середине года он будет скорректирован».
Аналитик «ВБТ-Капитал» Владимир Беспалов полагает, что авторынок может сократиться в 2016 году на 10%, но может оказаться и на уровне 2015 года. «Слишком много факторов сейчас влияют на продажи машин, и по каждому из них большая неопределенность, — рассказал Беспалов «Газете.Ru». — Поэтому нельзя исключать и того, что объем продаж выйдет за обозначенные пределы. В любом случае, если говорить о долгосрочной перспективе, то авторынок еще долгое время будет оставаться примерно на этом же уровне. Пик падения уже пройден, а такого резкого роста, как после кризиса в 2009 году, сейчас уже не произойдет».
По словам эксперта, в течение года на авторынок будут оказывать влияние несколько новых трендов. «В этом году многие потребители могут начать менять свои старые автомобили, — говорит Беспалов. — В 2012 году был пик продаж. С учетом среднего срока владения машиной, который составляет четыре-пять лет, можно предположить, что те, кто приобрел автомобиль тогда, сейчас захотят его сменить на новый.
В то же время сдерживать покупательскую активность будут, например, платные парковки, делающие владение машиной обременительным, и такси, которое с развитием технологий стало удобным и дешевым.
Пока эта тенденция прослеживается на самом большом рынке — в Москве, но скоро коснется и других крупных городов. Конечно, влияние такого фактора не будет существенным, но исключать его тоже нельзя». Впрочем, Йорг Шрайбер в четверг высказал мнение, что платные парковки в столице никак не влияют на уровень продажи автомобилей.
Миллиарды для авторынка
Ситуацию на отечественном авторынке в четверг прокомментировал и глава Минпромторга Денис Мантуров. В кулуарах Гайдаровского форума он подтвердил, что на поддержку спроса только в первом полугодии планируется выделить 20 млрд руб.
При этом он признал, что системы программы поддержки автопрома будут сокращены на 10%. «20 млрд руб., которые выделены, — 20 млрд руб. и останется. А если мы говорим о госпрограммах, за исключением защищенных статей, сокращение будет на 10%», — отметил министр. К упомянутым мерам со стороны государства относится возмещение автопроизводителям части затрат, направленных на модернизацию производства, поддержку рабочих мест и т.д. Кроме того, ведомство поддерживает спрос на автомобили посредством реализации программы утилизации, trade-in, льготного лизинга и льготного автокредитования.
Что касается производства автомобилей, то Мантуров рассчитывает сохранить его на прошлогоднем уровне. «Прогноз на 2016 год — если по производству, то мы должны обеспечить, сохранить объемы 2015 года. Что касается рынка — не готов дать оптимистическую информацию, но будем стараться поддержать рынок либо на уровне 2015 года, либо, как уже обозначил профильный вице-премьер Аркадий Дворкович, где-то до 5% спада», — сказал он.