Управление Следственного комитета по Оренбургской области сообщило о возбуждении уголовного дела спустя полторы недели после трагического инцидента на одной из трасс региона. В ночь со 2 на 3 января более полусотни автомобилей оказались в снежном плену. В ту ночь на пульт спасателей поступило около 500 звонков от застрявших и их родственников, среди звонивших были и сотрудники ГИБДД. Однако помощь людям подоспела лишь через сутки. В результате один водитель замерз насмерть, а еще более десятка оказались в больнице.
В конечном итоге следователи все-таки усмотрели в действиях экстренных служб состав преступления по ч. 2 ст. 293 Уголовного кодекса РФ (халатность, повлекшая смерть человека). Виновным грозит до пяти лет колонии.
«В ходе предварительного следствия будет дана принципиальная оценка действиям всех должностных лиц, причастных к совершению указанного преступления», — говорится в официальном сообщении ведомства.
В пресс-службе регионального управления «Газете.Ru» заявили, что говорить о конкретных должностных лицах и ведомствах, которые будут фигурировать в этом уголовном деле, пока рано.
«Серьезная следственная группа работала: криминалисты, следователи по особо важным делам. Картина происшествия следствию ясна. Но следственные действия продолжаются для закрепления доказательной базы», — уточнил представитель областного СК.
По словам сотрудника пресс-службы, к ЧП привел целый ряд факторов, но говорить о них конкретно он отказался.
В свою очередь, в пресс-службе МЧС России во вторник заявили, что оказывают содействие в расследовании уголовного дела о гибели человека на трассе.
Сейчас в ведомстве проводится анализ действия всех служб, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), по реагированию на оказание помощи автомобилистам, застрявшим на трассе. Результаты этой проверки будут переданы следователям СК.
«В условиях резкого ухудшения погоды совместными действиями пожарно-спасательных подразделений, сил и средств правоохранительных органов, дорожной и медицинской служб, органов местного самоуправления из снежного плена были спасены 84 человека, извлечено 37 автомобилей. Всем обратившимся была оказана квалифицированная медицинская помощь», — добавили при этом в МЧС.
Ранее положительно оценил работу спасателей и замглавы МЧС, приехавший несколько дней назад в Оренбург с внеплановой проверкой. По его словам, при ликвидации ЧС подвиг совершили простые люди, но и оренбургское управление МЧС сработало на самом высоком уровне. По его мнению, проблемы люди создали себе сами, выезжая с второстепенных и дорог и пренебрегая неблагоприятным прогнозом погоды.
«К сожалению, имеет место то, что идет разного рода информация о том, что якобы где-то у кого-то что-то не получилось, — заявил он. — Я могу официально подтвердить: я с первой минуты находился внутри этой ситуации, еще раз могу официально заявить, что все сработали на самом высоком уровне.
В той ситуации, которая сложилась, когда одномоментно, буквально за час-полтора изменилась погодная ситуация: в 19 часов, и мы проверили это еще раз по техническим средствам, все дороги были чистыми в этом районе и после этого, когда появились сугробы по полтора-два метра... Это действительно чрезвычайная ситуация. Люди сами останавливались и сами себе создали непроходимые условия. Даже та техника, которая работала, не могла работать напрямую, приходилось вручную работать. Естественно, это увеличило время, которое потребовалось для того, чтобы полностью всех освободить. Но самое главное, что 84 человека спасли. Один человек погиб, к сожалению. Все запреты на движение тогда, когда это нужно было сделать, конечно, они были определены. К сожалению, в промежутках со второстепенных дорог люди также выезжали на эти трассы, которые просто не имели информации, но получилось так, как получилось».
Впрочем, другой высокопоставленный руководитель МЧС все же признал, что ведомство сделало не все, что могло. Глава Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) Виктор Яцуценко на селекторном совещании 11 января признал, что оповещение водителей на трассе Оренбург – Орск было проведено несвоевременно. Судя по всему, именно в связи с этим МЧС, несмотря на заявления замглавы ведомства, все же решили провести внутреннюю проверку, итоги которой передадут следователям.
Между тем во вторник стала известна возможная причина образования снежного затора на трассе. Анонимный источник Lifenews в МЧС сообщил, что пробка образовалась из-за фуры «Магнита».
«Когда мы приехали на место ЧС, то увидели на дороге остановившуюся фуру «Магнита», — сообщил источник в МЧС. — Она стояла посреди дороги, люди попытались ее объехать и застряли. Образовалась пробка с обеих сторон. Машины были разбросаны в хаотичном порядке, поэтому прочистить трассу не представлялось возможным. Мы пока доехали, трактором всех растащили, прошло уже очень много времени. Спасатели, которые приехали на место, дошли до этой фуры пешком, когда эвакуировали людей из машин. Этот грузовик и стал первопричиной затора. Машину не разворачивало и не заносило, она просто встала посередине дороги. Причины такого поведения нам неизвестны».
Правда сам водитель фуры все обвинения отрицает. «Я двигался в составе колонны, - рассказал Александр Дориенко Lifenews.ru. — Мы ползли очень медленно. И сзади, и впереди меня были машины.
Когда видимость упала практически до нуля, я просто встал на обочине. Движению я никак не мешал. Я стоял именно на обочине. У меня в кабине грелись люди. Доходило до 20 человек одновременно». Дальнобойщик до момента эвакуации находился в своей машине.
Напомним, что о жутких подробностях пребывания в пробке стало известно от одного из застрявших водителей, обратившихся после вызволения из плена к президенту России. По словам жителя Оренбурга Павла Гусева, на заснеженной дороге оказались беременные женщины, маленькие дети, пожилые люди. При температуре около минус 25 машины замело по капот, снег был и внутри многих автомобилей. По словам Гусева, все случившееся с ними было «как в фильме ужасов».
«Время шло, бензин заканчивался, люди мерзли, много людей получили обморожения. СМИ говорили, что развернуты пункты обогрева, доставляли горячий чай, — этого ничего не было, — утверждает он в видеообращении. — Когда мы встали на участке трассы, наверное, через час-два пришла снегоуборочная машина. Мы все обрадовались, что нас всех вытащат, растолкают и мы поедем дальше или нас развернут до ближайшего поселка. Мы помогли вытолкать из сугробов пару машин, чтобы этот снегоуборщик мог расчистить дорогу оставшимся и спасти нас. Но в итоге ничего этого не произошло. Машина проехала вдоль всей колонны, развернулась и ушла обратно в сторону Орска. Потом спустя еще какое-то время приехал старый трактор «Кировец». Он попытался нам помочь, нас развернули в сторону Оренбурга. Мы отъехали от места первой стоянки буквально километра два — и все. Трактор тоже ушел и больше не вернулся, а мы там и остались умирать.
Из снежного плена Гусева и остальных автовладельцев освободили лишь 3 января в полдень.
«Это были старый «Кировец», старый «КамАЗ»-вахтовка и шестеро спасателей, которые помогали людям выходить из машин, — заявил он. — У меня вот какой вопрос: это у нас такая новая техника для спасения людей — один старый «Кировец» и один старый «КамАЗ»? Где специальные машины, тракторы, вездеходы?
Говорили, что к нам едут вездеходы, но что-то я ни одного по пути не увидел, даже когда ехал обратно и даже в том пункте размещения в Кувандыке, где нас поселили. Никакой техники там больше не было!»
Трагедия в Оренбургской области стала одной из самых обсуждаемых новостных тем в новогодние праздники. После данного инцидента трассу уже закрывали ненадолго из-за плохих погодных условий, и подобных инцидентов в регионе пока не повторялось. Владимир Путин на обращение автомобилиста пока никак не отреагировал.