Россияне не в курсе протестов

Большинство россиян почти ничего не знают о протестах дальнобойщиков

Сергей Бобылев/ТАСС
Большая часть россиян мало что слышали о протестах дальнобойщиков против системы «Платон». При этом среди тех, кто в курсе ситуации, большинство оказалось на стороне бастующих водителей. Такие данные приводит Левада-центр по итогам социологического опроса. Более трети россиян уверены, что деньги от «Платона» на ремонт дорог не пойдут, но цены на повседневные товары после внедрения системы обязательно вырастут.

Около половины россиян поддерживает протесты дальнобойщиков, связанные с системой «Платон». Такие данные по итогам опроса общественного мнения приводит Левада-центр. В опросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 48 регионов России, включая не только городское, но и сельское население.

При этом о самих протестах большинство населения, по сути, и не слышало. Так, лишь 7% опрошенных внимательно следит за ситуацией, а 32% граждан знают о протестах. Еще 39% лишь «что-то слышали об этом», а 22% респондентов впервые узнали о протестах от интервьюеров.

Из тех россиян, кто в курсе ситуации, 63% в целом поддерживают протесты водителей большегрузных автомобилей.

Отрицательно к протестам водителей фур относятся только 12% россиян, знающих о ситуации вокруг «Платона». Остальных россиян, которым известно о протестах, эта тема либо не интересует (16%), либо у них нет мнения на этот счет (9%).

Отвечая на вопрос о последствиях внедрения платы за проезд с грузовиков, более трети респондентов (36%) уверены, что собираемые с перевозчиков за проезд по федеральным трассам деньги не пойдут на ремонт дорог, как заявляют власти, а цены на продукты и товары в магазинах вырастут.

Еще 26% опрошенных считают, что весь доход от работы системы «Платон» пойдет владельцам дорожных компаний и олигархам.

О положительном влиянии «Платона» рассказали 20% граждан. Однако 16% из них утверждают, что из-за коррупции эффект будет слабым, и лишь оставшиеся 4% ожидают улучшения в сфере содержания и ремонта федеральных дорог.

Основная причина, по которым россияне поддерживают протесты водителей фур, — возмущение «все новыми и новыми поборами, введением платы за то, что ранее предоставлялось бесплатно». Так считают 46% граждан.

Еще 39% сторонников этих протестов считают недопустимым, что «сбор платы за проезд по федеральным трассам передан в руки частной компании», а 39% опрошенных убеждены, что сбор денег с перевозчиков приведет к росту цен на те товары, которые они доставляют.

В свете того, что большинство россиян оказались слабо информированы о протестном движении против «Платона», стоит отметить, что эта тема долгое время полностью игнорировалась федеральными телеканалами. О недовольстве дальнобойщиков преимущественно писали интернет-СМИ.

В связи с этим примечателен скандал, связанный с сюжетом о дальнобойщиках на одном из гостелеканалов. Так, в группе канала «ВКонтакте» пользователи еще в ноябре во всех комментариях к новостям оставляли вопросы о том, будет ли снят сюжет о протестах дальнобойщиках. В результате администрация группы удалила все обсуждения этой темы и заблокировала несколько сотен подписчиков, оставлявших едкие комментарии на тему «молчания» телеканала.

Однако спустя несколько дней в группе была опубликована ссылка на сюжет, снятый «по многочисленным просьбам зрителей и читателей», но выходивший в эфир за месяц до этого. В этом сюжете дальнобойщик по имени Сергей рассуждал о любви к профессии, ее плюсах и минусах, а о протестах против «Платона», естественно, упомянуто не было.

Протесты дальнобойщиков против системы «Платон» центральным каналам озвучивать все же пришлось. Это произошло после того, как ситуацию спустя месяц после начала массовых протестов впервые прокомментировал президент Владимир Путин. На ежегодной пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, он дал понять, что система взимания платы с дальнобойщиков отменена не будет, несмотря на многочисленные и массовые протесты водителей по всей стране. Он также пояснил, что большое количество перевозчиков не платят налог со своей коммерческой деятельности, и именно они оказались среди протестующих. «Я сам из рабочей семьи. Понимаю, что мужики вкалывают. Мне хочется их поддержать, но надо выходить из «серых» схем», — резюмировал президент.

В качестве утешения Путин пообещал перевозчикам в начале 2016 года отменить транспортный налог на фуры массой более 12 тонн.

Стоит отметить, что многие дальнобойщики ожидали от Путина поддержки и оказались разочарованы его позицией по этой проблеме. Бастующие перевозчики сочли отмену транспортного налога недостаточной компенсацией за введение платы за каждый пройденный километр по федеральным автодорогам.

После заявления президента сюжеты о «Платоне» наконец стали появляться на федеральном телевидении, но сама тема протестов дальнобойщиков в них по-прежнему не затрагивалась.

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко отмечает, что относительно высокий уровень осведомленности населения при полном отсутствии внимания телевидения связан с тем, что проблема коснулась огромного числа граждан.

«Сама среда дальнобойщиков довольно большая, — рассказал «Газете.Ru» Войтко. —

Если брать весь коммерческий транспорт, а не только водителей фур массой свыше 12 тонн, которых пока коснулся «Платон», то это около 6 млн дальнобойщиков. Их семьи, друзья и знакомые, безусловно в курсе ситуации. Это еще несколько миллионов человек.

Прибавим к этому еще навскидку 10 млн москвичей, которые видели перекрытие МКАД, боялись, что из-за акций протеста они будут стоять в пробках. Кроме того, акции водителей на обочинах федеральных трасс видели жители и других регионов России».

По мнению собеседника, отсутствие сюжетов о протестах на центральных телеканалах не стало проблемой. «Этот фактор не сыграл роли в информационном плане, — уточняет Войтко. — Но в то же время это обстоятельство существенно снизило уровень доверия россиян к федеральным СМИ».