Выхлопы повышают экологический класс

Москвичи и эксперты винят в плохой экологии автомобильные выхлопы

Пробки в центре Москвы Артем Сизов/«Газета.Ru»
Почти 80% москвичей уверены, что экология в городе страдает от автомобильных выхлопов. Решение этой проблемы жители мегаполиса видят в запрете на оборот топлива экологического класса «евро-4» и в ограничениях для движения автомобилей. Эксперты поясняют, что переход на топливо «евро-5» уже фактически произошел во всех крупных городах, хотя полный запрет на оборот «евро-4» будет введен только в середине 2016 года.

Большинство москвичей в плохой экологии в городе винят автомобильный транспорт. При этом половина горожан уверены, что запрет на продажу топлива классом ниже «евро-5» может улучшить ситуацию. Такие данные были получены Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе опроса 2,7 тыс. жителей столицы. Экологи в свою очередь разделяют мнение жителей мегаполиса о вреде выхлопных газов для экологии и призывают власти скорее ввести запрет на оборот топлива экологического класса «евро-4». Однако эксперты отмечают, что в крупных городах ведущие сети АЗС и так продают бензин и дизельное топливо «евро-5».

Согласно результатам опроса ВЦИОМ, большинство жителей Московского региона считают, что наибольшее негативное влияние на экологическую ситуацию в городе оказывают выхлопные газы автотранспорта. Об этом заявили 78% респондентов. Значительная часть опрошенных предлагает решать проблему ужесточением стандартов топлива: 26% респондентов предлагают запретить продажу бензина и дизельного топлива, не соответствующих экологическим стандартам «евро-5».

В то же время значительное число респондентов считают, что необходимо вводить различные ограничения на движение автомобилей. Так, 21% респондентов поддерживают в этом контексте запрет на движение в городе старых машин, а 15% уверены, что проблему можно решить, ограничивая число въезжающих в центр Москвы транспортных средств.

«Несмотря на то что именно переход на автомобильное топливо «евро-5» является главным фактором улучшения качества воздуха мегаполисов и доля более экологичного топлива на московском рынке уже довольно высока, респонденты мало осведомлены о «евро-5» и его экологических преимуществах», — отмечается в сообщение ВЦИОМ.

Однако согласно приведенным в исследовании данным, почти половина респондентов (48%) слышала о планируемом запрете топлива ниже стандарта «евро-5», а большая часть из них одобряет это решение.

При этом более 40% москвичей отмечают, что переход Московского НПЗ в 2013 году на производство исключительно «евро-5» позволил значительно улучшить состояние воздуха в Москве.

Тем не менее директор по коммуникации ВЦИОМ Алексей Фирсов отмечает, что в сознании горожан снижение негативного воздействия связано в первую очередь с ограничительными мерами для движения автомобилей. «Другие, не менее важные возможности — повышение экологических характеристик топлива, переход на стандарты «евро-5» — не являются для значительной части граждан актуальной тематикой, в отличие от населения европейских мегаполисов», — комментирует результаты опроса Фирсов.

Во ВЦИОМ также отмечают, что в целом тему экологии москвичи считают одной из наиболее значимых — только 7% жителей города не уделяют ей никакого внимания. Эксперты уточняют, что в рейтинге городских проблем она занимает третье место (41%), уступая только проблемам большого количества мигрантов (52%) и плохого медобслуживания (48%).

Примечательно, что одновременно с появлением соответствующего опроса ВЦИОМ экологи из «Зеленого патруля» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой ускорить принятие запрета на оборот топлива «евро-4». Подобное постановление уже больше года обсуждают депутаты Мособлдумы.

По данным экологической организации, несмотря на то что воздух в столице за последние годы стал гораздо чище, ежегодно в городе выбрасывается порядка 1 млн т вредных веществ, и 930 тыс. т из них — это выхлопные газы.

Экологи отмечают, что переход на «евро-5» снизит выбросы оксида азота, влияющего на сердечную и нервную системы человека, почти на 43%. В 2011 году в России был введен запрет на оборот бензина класса ниже «евро-3», а в 2014 году произошел переход на бензины и дизельное топливо не ниже класса «евро-4».

Переход на топливо не ниже класса «евро-5» власти планировали осуществить с 1 января 2016 года, однако недавно этот процесс решено было отложить еще на полгода.

Причиной стали опасения правительства, что из-за неготовности некоторых НПЗ к выпуску топлива более высокого класса может возникнуть дефицит на внутреннем рынке. Правда, в октябре Сергей Собянин говорил, что Москва уже сейчас готова к полному переходу на «евро-5».

Что касается МНПЗ, то он полностью перешел на производство топлива стандарта «евро-5» намного раньше запланированного срока — еще в 2013 году. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе МНПЗ, в прошлом году предприятием выпущено почти 4 млн т экологичных бензинов и дизтоплива, которые в основном реализуются на рынках Москвы и Московской области. Доля предприятия на рынке столичного региона составляет 34%. В МНПЗ также отмечают, что эффект от перехода предприятия к производству топлива более высокого класса действительно есть. «После перехода части автопарка на выпускаемые МНПЗ топлива «евро-5», поступление загрязняющих веществ в атмосферу столичного региона снизилось на 27%, — отмечают в пресс-службе. — Это связано с тем, что содержание серы в бензине и дизельном топливе «евро-5» в 5 раз меньше по сравнению с «евро-4».

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша отмечает, что переход на «евро-5» с 1 января 2016 года привел бы к дефициту топлива на российском рынке в объеме 2–3 млн т. «Так оценивают ситуацию в Минэнерго, — пояснил Аркуша «Газете.Ru». — Это чуть менее 10% от общего объема производства топлива в России».

Тем не менее надо понимать, что переход на дизельное топливо класса «евро-5» произойдет, как и планировалось, с 1 января. Что касается бензина, то большинство НПЗ и так уже перешли на выпуск «евро-5» в те сроки, которые правительство обозначало первоначально. Этому способствовало экономическое стимулирование производителей государством путем снижения акцизов на «евро-5». Подразумевалось, что за счет этого топливо более высокого экологического класса не станет дороже для потребителей.