Протест окрасили в красное и голубое

Дальнобойщики готовятся к дальнейшей борьбе за отмену «Платона»

Сергей Бобылев/ТАСС
Дальнобойщики пытаются нащупать оптимальную форму протеста против системы «Платон». Так и не сумев пока организовать громкую акцию в Москве, водители ищут новые способы реализации своих требований. Активную поддержу недовольным водителям выражают представители КПРФ и сексуальных меньшинств.

После кульминации на прошлой неделе протестной активности дальнобойщиков накал страстей вокруг системы «Платон» несколько спал. Напомним, что в начале декабря к столице с разных сторон подступили сразу несколько групп водителей из разных регионов, собиравшихся в той или иной форме выражать свой протест в Москве. Однако нашумевшее в пятницу перекрытие МКАД, спровоцировавшее 13-километровую пробку и которое поспешили приписать протестующим водителям, на деле оказалось таинственным спецмероприятием ГИБДД.

По неподтвержденным данным, оно было вызвано проездом кортежа Дмитрия Медведева и Сергея Собянина, направлявшихся с визитом в реабилитационный центр детей-инвалидов.

После этого дальнобойщики словно взяли выходной — никаких заметных и серьезных акций ни в Москве, ни в регионах не зафиксировано. Многие наблюдатели посчитали, что протест постепенно выдыхается, однако сами активисты так не считают.

Один из координаторов протестных акций дальнобойщиков Сергей Гуляев рассказал «Газете.Ru», что на митингах, прошедших на прошлой неделе, движение не закончится. «Сейчас в Химках водители продолжают протестовать, — отметил он. — Там уже что-то вроде палаточного городка: генератор привезли, свет сделали. Кроме того, недавно прошла встреча представителей дальнобойщиков от разных городов. Решено создать в регионах профсоюзы, а затем, если понадобится, объединить их в профсоюз федеральный».

Акции протеста, по словам собеседника, будут продолжаться по всей России. При этом согласовывать свои действия с властями дальнобойщики не спешат.

«Запланированы акции «Улитка» в ряде городов, — уточняет Гуляев. — Но если раньше эти мероприятия анонсировались, то теперь забастовки будут начинаться неожиданно, чтобы ГИБДД не трясла водителей. Не исключаю, что перед Новым годом может быть объявлена всероссийская стачка. Например, все идущие на Москву фуры остановятся. Вот и посмотрим, что в столице будет происходить. Надеюсь, конечно, что до такого не дойдет, правительство признает ошибку и отменит «Платон».

Координатор протестного движения в Санкт-Петербурге Александр Расторгуев также отмечает, что акции планируются в ближайшее время во многих регионах России.

«Протестное движение будет продолжаться до тех пор, пока «Платон» не будет отменен, — заявил он «Газете.Ru». — Результаты митингов уже есть. Например, Улюкаев раскритиковал систему, на некоторых телеканалах стали показывать сюжеты о забастовках. Одним словом, замять протест у властей не получилось».

Отметим, что в понедельник министр экономического развития Алексей Улюкаев прокомментировал скандал, связанный с системой «Платон», заявив, что ее работу нужно отладить. «Если вы верите, что у вас такая хорошая система, то давайте ее сначала отладим, испытаем, а потом уже введем, — отметил Улюкаев. — Систему надо доводить до ума».

Кроме того, министр обратил внимание, что с введением «Платона» меняются условия для широкого круга бизнеса, а не только для обычных дальнобойщиков.

«Это ведь не только перевозчики, это грузоотправители, торговые сети — все вместе. И они должны подстраиваться под то, что мы хотим собрать 30 млрд руб. для Дорожного фонда. Это несоизмеримо», — пояснил Улюкаев. — И тем более во время экономической стагнации. Было решение, что мы на три года все эти упражнения с новыми квазиналоговыми платежами и сборами приостановим. Приняли решение — а потом начали его опять поправлять. Было решение, что вводим, но на минимальном уровне, меньше рубля (за 1 км), как мы предлагали, и собираем 10 млрд руб.».

Впрочем, даже с нынешними, далекими от минимальных расценками влияние «Платона» на инфляцию, по оценкам министра, должно быть минимальным.

Поддержка откуда не ждали

Среди политических сил наиболее активную поддержку протестующим оказывают коммунисты, в том числе депутаты Госдумы. Более того, КПРФ поможет дальнобойщикам координировать действия, оказав помощь в создании собственного всероссийского движения, название которому пока не придумали. Впрочем, многие водители к активной роли коммунистов в истории с «Платоном» относятся отрицательно.

Тем временем к протестному движению против «Платона» присоединяются активисты, не имеющие отношения к грузоперевозкам. Так, в Санкт-Петербурге на Малой Садовой улице под девизом «Сегодня я дальнобойщик» пикет в поддержку дальнобойщиков устроил «Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие». Члены альянса, сменяя друг друга, «занимали место» в кабине картонного грузовика, так, чтобы голова оказывалась на уровне водительского места в кабине.

Кроме того, активисты намеревались на нескольких фурах, выкрашенных в цвета радуги, проехать по Невскому проспекту.

Однако на данный момент точно неизвестно, удалось ли им осуществить эту часть акции.

«Дополнительный налог, собираемый безальтернативной частной компанией с малого бизнеса в кризисные времена, — противоречит не только обещанному властью мораторию на повышение налогов, но и здравому смыслу, — уверены активисты ЛГБТ. — Непомерные аппетиты частной компании за свою деятельность — 10,5 млрд руб. в год из бюджета, когда не хватает денег на самые необходимые лекарства, — форменное издевательство».

В то же время многие дальнобойщики уже смирились с существованием «Платона» и после неудавшихся попыток принять участие в протестном движении отправились в рейсы.

Так, например, многих водителей большегрузов из Дагестана просто не пустили на акции протеста в Москве и Подмосковье.

«Мы хотели приехать в Москву, но еще на выезде из Дагестана всех, кто ехал на пустой фуре, гаишники заставляли писать расписки, что мы не едем протестовать, снимали номерные знаки и документы на телефоны, — рассказывает «Газете.Ru» водитель из Хасавюрта Магомед Бадаев. — И тогда мы поняли, что бессильны. Сейчас я отправился в Москву с обычным рейсом доставлять груз».