Кризис глубокой заморозки

В ноябре продажи новых машин упали более чем на 40%

Анатолий Караваев
Shutterstock
Продажи новых автомобилей в ноябре упали более чем на 40%. Лидеры рынка — «АвтоВАЗ», Kia и Hyundai — просели меньше остальных, а продажи ведущих японских брендов упали в 2–4 раза. Эксперты уверены, что предстоящие месяцы окажутся для российского авторынка еще более провальными, так как никаких причин для его роста нет. Улучшение ситуации возможно лишь в долгосрочной перспективе.

Ноябрьские итоги, как и ожидалось, оказались неутешительны для российского авторынка. На фоне стабильно растущих продаж новых машин в Европе россияне заметно утратили к ним покупательский интерес.

По данным «Газеты.Ru», полученным от представителей отрасли за несколько дней до публикации ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), суммарно авторынок просел примерно на 41–42%. В общей сложности в минувшем месяце было продано около 135 тыс. новых автомобилей.

Лидером ноября традиционно оказался «АвтоВАЗ», реализовавший примерно 21,6 тыс. автомобилей, что на 29% меньше, чем годом ранее.

Месяц ознаменовался для предприятия долгожданным событием — стартом продаж Lada Vesta. Пока реализованы лишь первые несколько сотен автомобилей, но уже в ближайшее время новый седан с привлекательным дизайном должен стать флагманом продаж «АвтоВАЗа».

На второе место, по данным «Газеты.Ru», в ноябре вырвалась корейская марка Hyundai, оттеснившая своего извечного соперника Kia.

Продажи Hyundai в ноябре упали всего на 7%, составив около 15 тыс. автомобилей. Kia реализовала в ноябре 14 125 машин, что сразу на 32% ниже, чем годом ранее. В данном случае речь идет не о плохих результатах бренда в минувшем месяце, а о чрезвычайно успешном ноябре прошлого года. Тогда, на фоне начавшегося обвала рубля, корейский бренд смог реализовать более 20 тыс. автомобилей.

У идущих следом компаний падение продаж оказалось намного сильнее. Так, занявший в ноябре 2014 года почетное третье место Renault в этом году реализовал около 10 тыс. машин, сократив продажи почти в два раза — на 46%.

Падение продаж у Volkswagen составило 35%, у Skoda — 38%. Спад продаж у Ford составил 46%. Еще сильнее просели японские марки.

Так, в ноябре Nissan и Toyota потеряли по 53%, Mitsubishi — 74%.

Продажи у японцев заметно падали и в предыдущие месяцы, но на этот раз падение оказалось еще более серьезным.

Впрочем, и это не предел. К примеру, продажи SsangYong и Opel в минувшем ноябре упали сразу на 92%. Впрочем, оба результата вполне закономерны, если учесть, что оба бренда фактически ушли с рынка, а дилеры реализуют остатки.

«Ничего неожиданного в результатах нет. На рынке наступила относительная стабилизация — курс рубля пока относительно стабилен, нет отложенного спроса, люди не спешат брать кредиты для покупки машин, — заявил «Газете.Ru» управляющий партнер EURussia Иван Бончев. — Я думаю, что 2015 год закроется на уровне 1,4 млн автомобилей».

По его мнению, в следующем году ситуация, скорее всего, не изменится. «В теории все возможно — как в лучшую, так и в худшую сторону, но я думаю, ничего глобального не произойдет, — уверен эксперт. —

Одним из важных факторов, сдерживающих рынок, можно назвать ощутимый рост вторичного рынка. С 2005 года у нас в стране накопилась огромная база машин, и их оборот в нынешних условиях будет только расти — вполне нормально, что люди пытаются сэкономить и взять хорошую модель за минимальные деньги».

В свою очередь, гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что продажи в декабре окажутся лучше ноябрьских, но по сравнению с прошлым годом падение рынка будет выглядеть сильнее. «Но самое серьезное падение я жду в январе-феврале. В этот период продажи традиционно падают, а сейчас сходятся все негативные факторы, среди которых я бы выделил и окончание действия госпрограмм поддержки авторынка. В этой связи позитиву просто неоткуда взяться, и продажи могут опуститься до 70–100 тыс. машин в месяц», — заявил «Газете.Ru» эксперт.

«На фоне ажиотажного спроса, наблюдавшегося в конце прошлого года, резкое снижение динамики продаж неудивительно, — соглашается с экспертами PR-директор компании «Рольф» Светлана Браницкая. — При этом в абсолютных значениях рынок сейчас стабилизировался при текущих ценах на автомобили и действующем пакете мер поддержки отрасли со стороны правительства. Однако это равновесие хрупкое и может легко нарушиться.

По результатам первых дней декабря мы наблюдаем небольшое оживление активности покупателей и по сравнению с началом ноября: количество заключенных в декабре сделок выше на 15–20%, чем месяцем ранее.

Это связано как с сезонными факторами, так и с тем, что доллар вновь начал укрепляться по отношению к рублю. Однако на фоне чрезвычайно высокой базы прошлого декабря динамика продаж вновь будет выглядеть пугающе».

Согласно прогнозу компании Frost & Sullivan, восстановлению рынка будет препятствовать ряд факторов, в том числе геополитическая напряженность и падающие цены на нефть. Однако в ближайшие несколько лет рынок немного оживится: в 2017 году объем продаж может вырасти до 1,8 млн единиц, а в 2021 году этот показатель, как ожидается, достигнет 2,8 млн единиц.