На поддержку отечественного автопрома в 2016 году правительство может выделить 50 млрд руб. Это на 7 млрд больше, чем было вложено в отрасль в текущем году. Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович во время совещания по развитию промышленности в Тольятти. Мероприятие прошло на «АвтоВАЗе», где Дворкович лично протестировал одну из новых моделей завода — Lada X-Ray.
«В следующем году наша задача — полностью остановить падение производства в российской автомобильной промышленности, — отметил Дворкович. — Для этого будут продолжены программы поддержки. Как минимум в том же объеме, как и в 2015 году.
Но Министерство промышленности и торговли будет инициировать некоторое увеличение объемов поддержки с 43 до примерно 50 млрд руб. И я поддержу это предложение».
43 млрд рублей добавили 10% продаж автомобилей
По оценке Дворковича, вложение в автопромышленность в 2015 году 43 млрд руб. позволило сдержать падение рынка примерно на 10% и не допустить катастрофического обвала продаж. Так, без господдержки рынок мог просесть сразу на 50%. Однако финансовые вливания позволили снизить негативное воздействие кризиса, и на данный момент рынок просел примерно на 40%.
Отметим, что в 2016 году планируется также индексировать утилизационный сбор для производителей автомобилей. Сейчас базовая ставка сбора на новые легковые автомобили составляет 20 тыс. руб. Производитель закладывает их в стоимость машины.
«Это позволит нам получить дополнительные средства в бюджет с учетом изменившегося курса валюты и меняющихся условий на рынке в целом», — пояснил Дворкович.
По госпрограммам продано 482 тысячи автомобилей
Согласно данным Минпромторга, по состоянию на 25 ноября объем продаж в рамках программ стимулирования спроса, включая программы обновления парка, льготного автокредитования и льготного лизинга, составил 482 тыс. автомобилей.
В итоге получается, что 30% проданных машин из прогнозируемых 1,6 млн проданных единиц в 2015 году будут куплены с помощью государства.
«Мероприятия в рамках антикризисного плана показали, что мы стали точнее выбирать инструменты господдержки, — заявил заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов (признан в РФ иностранным агентом).
— В 2009 году объем авторынка составил 1,7 млн машин, а траты на три основные программы поддержки – 75,5 млрд руб. В 2015 году нам удастся удержать рынок на уровне 1,6 млн руб., потратив на господдержку 43 млрд руб.
Мы добились большей эффективности реализуемых программ. Мы даем возможность нашим потребителям приобретать автомобили, в то же время поддерживаем автомобильные предприятия, сохраняем рабочие места, что является принципиальным для моногородов, а также обеспечиваем поступление налогов в федеральный и региональный бюджеты».
В кредит куплено 200 тысяч автомобилей
Согласно данным Минпромторга, к декабрю продажи по программе льготного автокредитования превысили 200 тыс. автомобилей. Всего в банки поступило более 851 тыс. заявок, из которых на данный момент одобрено более половины.
Средняя ставка по автокредиту с учетом предоставляемой скидки составила 10,76%. Размер скидки составил порядка 7,3%.
При этом покупатели по-прежнему выбирают автомобили отечественного производства. Так, по данным одного из участников программы Сетелем Банка,
наиболее популярные модели, выданные в кредит по госпрограмме льготного автокредитования, – это бюджетные иномарки с высоким уровнем локализации – Kia Rio и Hyundai Solaris.
Это стало возможным благодаря тому, что цены на них выросли незначительно. В ВТБ24 сообщили, что наиболее популярными являются Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada 2190 Granta. С момента старта продаж Lada Vesta банк предложил специальную программу кредитования со сниженной процентной ставкой — 8,9% годовых (с учетом субсидии от государства).
50 миллиардов — из карманов россиян
Руководитель инвестиционно-банковского департамента QB Finance Дмитрий Кипа уверен, что 50 млрд руб. — это существенная сумма, которая способна снизить темпы падения спроса на автомобильном рынке. Он считает, что среди наиболее эффективных мер — продолжение программы утилизации, а также стимулирование автомобильного кредитования, ведь интерес к услуге в 2015 году обвалился более чем на 40%.
«Если, к примеру, государство будет субсидировать кредиты государственных банков на приобретение тех или иных моделей, то это гарантированно даст прирост продаж, — сказал Кипа «Газете.Ru». — Правительство идет на дополнительное стимулирование автомобильных производителей, поскольку именно этот сектор наиболее болезненно отреагировал на ту ситуацию, которая сложилась в экономике.
Реальные располагаемые доходы населения упали, потребительский спрос сократился, и в первую очередь люди начинают экономить на покупке новых машин.
Кроме того, и банки, которые пересмотрели свои риск-менеджмент-модели, существенно сократили направление автомобильного кредитования, некоторые из них вообще от этого отказались».
Эксперт «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, напротив, полагает, что применение таких мер, как субсидирование, искажает информационные потоки между предприятиями и потребителями. В конечном итоге это приводит к неэффективному расходованию средств.
«То, что достается даром, не ценится, — говорит Яковенко «Газете.Ru». — «АвтоВАЗ», получающий гигантскую помощь от государства, занимает всего около 15–16% российского рынка.
В то время как некоторые европейские концерны могут похвастаться примерно 10% рынка, при этом они не только не получают субсидий, но и ограничиваются заградительными таможенными пошлинами. В результате основная конкуренция российского автопрома с зарубежным разворачивается в эконом-сегменте, в автомобилях стоимостью до 600 тыс. руб., а все, что дороже, — отдается на откуп зарубежным производителям».
Эксперт акцентирует внимание на том, что выделяемые 50 млрд руб. платятся из поступающих налогов.
«На самом деле это мы с вами спонсируем отечественный автопром, — считает Яковенко. — И эта поддержка только затягивает неэффективное хозяйствование отечественных производителей. Я думаю, что
через два-три года спрос на иномарки вернется к нормальному уровню вместе с уровнем зарплат россиян, и тогда, к примеру, Lada Vesta, Largus и другие бюджетные автомобили не смогут привлечь низкой ценой и доступностью автозапчастей. Будет спрос на автомобили дорогие и качественные».
Директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков уверен, что поддержка государством автомобильной промышленности, конечно, необходима и в 2016 году. При этом на восстановление рынка автомобилей может потребоваться не один год.
«Увеличение объемов поддержки говорит о том, что будет увеличиваться спрос на модели автопроизводителей, локализованных на территории России», — сказал Ермаков «Газете.Ru».
Отметим, что, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в октябре 2015 года продажи на российском авторынке сократились на 38,5 %, или на 81 407 штук, по сравнению с октябрем 2014 года и составили 129 958 автомобилей. Всего за январь — октябрь 2015 года было продано 1 322 681 автомобиль.