Новое объединение, ставящее перед собой цель кардинального пересмотра политики столичных властей в вопросе платных парковок, оформилось в ходе небольшого импровизированного митинга напротив здания столичной мэрии. Официально мероприятие было названо встречей депутатов Госдумы от КПРФ с избирателями.
В мероприятии приняли участие все члены новой коалиции. Согласно распространенному среди собравшихся «Меморандуму Открытой коалиции в защиту конституционных прав жителей Москвы», в нее вошли Московский горком КПРФ, движение «Автомобилисты Москвы», сообщество «Синие ведерки», Центр экономических и политических реформ, а также муниципальные депутаты некоторых районов города.
В ходе встречи с немногочисленными избирателями (мероприятие посетили порядка полусотни человек, большинство из которых составляли партийные активисты и представители СМИ) представители нового объединения в один голос требовали серьезно пересмотреть транспортную политику столичных властей.
«Мы, жители города Москвы, представители инициативных групп граждан, общественных, политических организаций, муниципальные депутаты, депутаты Московской городской думы и депутаты Государственной Думы считаем, что деятельность правительства Москвы, касающаяся организации платных парковок и реализуемой политики в транспортной сфере, приводит к нарушению конституционных прав граждан и провоцирует рост социальной напряженности в обществе, — говорится в тексте меморандума коалиции. — Политика, проводимая правительством Москвы в транспортной сфере, привела к росту социального расслоения в обществе и к тому, что большинство жителей Москвы оказались за бортом достойной жизни. Диалог по данному вопросу между правительством Москвы и жителями города отсутствует».
Их требования сводились к трем пунктам: отмена решения о расширении зоны платной парковки в спальных районах города, отставка главы департамента транспорта Москвы, вице-мэра Максима Ликсутова и передача полномочий по введению платной парковки в отдельных районах муниципальным депутатам и жителям, а также пересмотр механизма принятия решений, касающихся образования новых парковочных зон.
Что касается последнего, то, по замыслу одного из инициаторов коалиции, депутата-коммуниста Валерия Рашкина, в каждом районе города нужно создавать специальную общественную комиссию.
20% в этой комиссии составят муниципальные депутаты, а остальные 80% — местные жители.
Соответствующий законопроект Рашкин недавно внес в Госдуму. Напомним, что сейчас новые зоны платной стоянки создаются решением столичных властей, а мнение местных жителей и депутатов в лучшем случае принимается во внимание.
Помимо трех первостепенных задач в тексте меморандума значится еще одна стратегическая цель: «способствовать созданию в Москве честной и открытой системы принятия общественно значимых решений, в том числе – обеспечить условия для свободного проведения общегородских и районных референдумов».
Напомним, что первый в постсоветской истории референдум едва не случился в Москве около двух лет назад, и он тоже касался расширения платных парковок, проект которых тогда находился на начальном этапе. Тогда инициатива «Справедливой России» была поддержана Мосгордумой, однако эсэрам не удалось за отведенный срок собрать необходимые 143,5 тыс. подписей в поддержку своей инициативы, что составляло 2% от общего количества совершеннолетних жителей города. При этом сами инициаторы отмечали, что многие из собранных подписей, в том числе предоставленных волонтерами, оказались сфальсифицированы. Поэтому даже собранные 140 тыс. автографов жителей эсэры сдавать в Мосгоризбирком не стали.
Пока не войдя в коалицию формально, эсэры не остались в стороне и на этот раз. Помимо членов оформившейся коалиции со схожими тезисами на встрече выступил и депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Агеев. Депутат заметил, что в отдельных районах города в последнее время уже прошли семь акций протеста против платных парковок, в каждой из которой принимали участие от 300 до 1500 человек.
Агеев не только пообещал в ближайшее время официально присоединиться к созданному объединению, но и анонсировал создание в столице до конца года ЧК – некоего Чрезвычайного комитета, который будет отстаивать отличную от позиции столичных властей точку зрения на развитие платных парковок.
Кроме того, он пообещал, что в Госдуму в ближайшее время будет внесен отдельный законопроект, касающийся платной парковки в Москве, однако подробно на его содержании парламентарий останавливаться не стал.
Пока участники «встречи с избирателями» один за другим подходили к микрофону, на противоположной стороне Тверской показался небольшой кортеж. Сопровождаемый двумя машинами с мигалками, в том числе полицейской, черный лимузин свернул во внутренний двор мэрии.
Помимо меморандума на мероприятии распространялось обращение и к самому мэру, в котором отмечалась недопустимость расширения зон платной парковки. Под документом уже подписались 121 муниципальный депутат города (всего их в Москве около 1,5 тыс. – «Газета.Ru»). Участники коалиции обещают, что количество подписавшихся депутатов будет расти.
Впрочем, сам Сергей Собянин ранее отмечал положительный эффект от появления платных парковок и никогда не высказывал публичных претензий своему заместителю на этот счет.
«До конца года мы будем митинговать, и тут вряд ли появятся какие-то новые форматы. Но в следующем году, я думаю, мы уже попробуем провести общегородской референдум,
— рассказал «Газете.Ru» один из участников коалиции, координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Очень важно понять, что мы не хотим принимать решение о нужности или ненужности платных парковок в тех или иных районах. И мы не говорим, что мы лучше разбираемся в проблеме, чем департамент транспорта. Мы хотим, чтобы этот вопрос решали не отдельно назначенные чиновники, а сами жители города, которых все это непосредственно и касается. И если люди в каком-то районе, хоть за МКАД, хотят у себя такую платную зону иметь, то никто не против. Дело не в самой платной парковке, а в механизме принятия решений».
Активист подчеркнул, что как такового инициатора у коалиции нет. «Все это просто уже давно назрело. Объединение шло снизу – сначала автомобильные активисты и местные депутаты-коммунисты, уже потом туда присоединились депутаты Госдумы», — отметил Шкуматов.
Прокомментировал он и высказанную Агеевым инициативу по созданию в Москве нового ЧК. «Не стоит бояться этой громкой аббревиатуры, по сути ЧК – это и есть наша открытая коалиция, которая открыта для самых разных сил и которая, я надеюсь, еще больше разрастется в дальнейшем. В конечном итоге, я думаю, у нас будет серьезная структура, которая сможет проводить наши идеи в жизнь».
Реакции на создание новой коалиции со стороны департамента транспорта пока не последовало. Однако ранее Максим Ликсутов уже высказывался относительно своих оппонентов, устраивающих митинги протеста.
«Платная парковка решает проблемы местных жителей, ведь снижается нагрузка на уличную дорожную сеть, — заявил вице-мэр на встрече с журналистами 29 сентября. — И мы пытаемся это объяснить жителям. Возможно, кто-то не очень хорошо понимает эти вещи, поскольку вокруг платной парковки накручен ажиотаж. Некоторые граждане сознательно дезинформируют людей, стараясь набрать какие-то политические дивиденды. По-разному бывает, мы это видим. Тема эта легко в информационном пространстве расходится, и присоединиться к ней как с хорошей стороны, так и с плохой — достаточно благодатная вещь».