Пенсионеры и юнцы повысили аварийность

В России в январе – октябре 2015 года в ДТП погибли 19 тыс. человек

Shutterstock
Общее число ДТП с погибшими и пострадавшими в России продолжает постепенно снижаться. Тем не менее отмечается рост ДТП с участием нетрезвых водителей по выходных дням, начинающих автомобилистов, пешеходов и пенсионеров. Наиболее заметно ухудшилась ситуация с ДТП, в которые попадают пассажирские автобусы.

За 10 месяцев на российских дорогах произошло 151 тыс. серьезных ДТП, в которых погибли 19 тыс. человек и еще почти 190 тыс. человек были травмированы. Общее количество таких аварий снизилось в январе – октябре 2015 года на 9,3%, число пострадавших — на 9,7%. Более заметно сократилось число погибших — на 15,1% за обозначенный период. Такие цифры приводит в официальном отчете ГИБДД России.

В этом году большинство статистических показателей, касающихся аварийности, улучшается. Однако противоположная динамика фиксируется по ДТП, происходящих в том числе из-за неудовлетворительных дорожных условий (НДУ) и технических неисправностей транспортных средств. Так, в январе – октябре текущего года произошло более 50 тыс. ДТП, совершению которых сопутствовали плохие дорожные условия, что на 2,1% аварий больше, чем за такой же период годом ранее.

Еще хуже обстоит дело с содержанием и обустройством в России пешеходных переходов, на которых с начала года произошло уже 9,2 тыс. аварий, что на 18,8% превышает аналогичный показатель 2014 года.

В таких ДТП погибли 580 человек (+7,8%), 9,6 тыс. человек (+18,7%) были травмированы.

При этом председатель «Союза пешеходов» Владимир Соколов уверен, что главная причина ДТП на пешеходных переходах кроется в высоком скоростном режиме.

«Конечно, некоторые пешеходные переходы у нас недостаточно хорошо освещены, на других — стирается разметка, разбиваются лежачие полицейские, — рассказал Соколов «Газете.Ru». — Все это, безусловно, влияет на аварийность. Но основная проблема — это скоростной режим. Например, в городе ПДД позволяет водителям проезжать пешеходные переходы на скорости 60 км/ч, а с учетом ненаказуемого лимита — на 80 км/ч. На такой скорости тормозной путь на мокром асфальте составляет около 100 м. Водители не тормозят заранее и сбивают пешеходов».

Что касается аварий, к которым в той или иной степени привела техническая неисправность транспортного средства, то с начала года насчитывается уже более 2 тыс. таких случаев — это на 23,8% больше в сравнении с январем – октябрем 2014-го. В такого рода ДТП погибли 422 человека (+21,6%), еще 2,9 тыс. человек (+24,2%) пострадали.

Резкий рост аварийности отмечается и по ДТП, к которым приводило нарушение ПДД пожилыми водителями.

Так, автомобилисты в возрасте от 60 до 70 лет стали с начала года виновниками 6,8 тыс. ДТП с погибшими и пострадавшими, что на 8,5% больше, чем за такой же период годом ранее.

Водители старше 70 лет устроили в январе – октябре 2,1 тыс. серьезных аварий — это на 6,9% превышает прошлогоднюю цифру. Показатели аварийности по всем остальным возрастным группам при этом снижаются.

Руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «МастерКласс» Алексей Колонтай отмечает, что риск попадания в ДТП у пожилого водителя сопряжен с ухудшением зрения и реакции. «Однако нужно понимать, что у пожилых водителей заметно снижается скоростной режим, поэтому в ДТП они попадают не так часто, — рассказал «Газете.Ru» Колонтай. — Кроме того, водители пенсионного возраста, как правило, имеют большой опыт управления автомобилем. Таким образом, довольно сложно сказать, почему ухудшается статистика. Нужно смотреть, какие именно пункты ПДД они чаще всего нарушают, и тогда уже говорить о причинах и принимать меры.

В то же время ухудшают ситуацию с аварийностью и нарушающие ПДД неопытные водители — со стажем от двух до пяти лет.

На их счету за десять месяцев 2015 года уже 18,5 тыс. ДТП (+26,8% к АППГ), в которых погибли более 2 тыс. человек (+5,5%) и 25,4 тыс. человек (+27,3%) получили травмы.

Колонтай поясняет, что высокий уровень аварийности этой группы водителей фиксируется во всем мире.

«Через год-два, проведенных за рулем, у начинающего водителя появляется псевдоуверенность, что в результате повышает риск попадания в аварию,

— уточняет собеседник. — В то же время большинство молодых водителей не знают, как вести себя в экстренных ситуациях, например при гололеде».

Заметно выросло с начала года и количество дорожных аварий с участием автобусов, водители которых нарушали ПДД. В январе – октябре на российских дорогах зафиксировано уже 4 тыс. (+8,1%) таких ДТП. В этих авариях погибли 268 человек (+28,8%) и были ранены почти 6,3 тыс. человек (+12%).

Резкому ухудшению показателя способствовало сразу несколько крупных ДТП с участием рейсовых автобусов, произошедших в Красноярском крае, Хабаровском крае, Омской области и Чечне.

Примечательно также, что, согласно статистике, рост серьезных аварий по вине пьяных водителей происходит только по понедельникам и воскресеньям — на 15,3% (1,6 тыс. ДТП) и 50,4%(2,6 тыс.) соответственно.

В целом же количество с участием нетрезвых автомобилистов сократилось с начала года на 7,7% и составило 12,6 тыс. случаев. По их вине погибли 2,8 тыс. человек (–3,1%), еще 17, 6 тыс. человек (–8,6%) получили ранения.