Крупнейшие организованные протестные акции грузоперевозчиков прошли утром в среду сразу в нескольких российских регионах, включая Подмосковье. Так водители фур выразили недовольство против введения с 15 ноября платы за проезд по дорогам общего пользования для грузовых автомобилей массой более 12 т. Отметим, акция не была согласована властями.
Напомним, что, согласно распоряжению правительства, с 15 ноября перевозчиков обяжут платить 1,53 руб. за километр пути. Постепенно фиксированный размер оплаты будет расти: с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит 3,06 руб. за километр пути. Предполагается, что такими платежами перевозчики будут компенсировать вред, наносимый ими дорожному покрытию. По оценке Федерального дорожного агентства (Росавтодор),
единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины.
Собранные средства будут пополнять дорожный фонд и расходоваться на улучшение дорожных условий. Ранее предполагалось, что при ставке 3,73 руб./км пути в 2016 году будет собрано порядка 40 млрд руб.
Дальнобойщики уверяют, что размер сбора непомерен с получаемой прибылью, и готовятся к банкротству представителей малого и среднего бизнеса в этой отрасли.
Кроме того, ощутимое повышение цен на услуги, по оценке грузоперевозчиков, приведет к резкому росту цен на перевозимую продукцию, включая социально значимые товары.
Волна протеста по всей стране
Клич объединить свои действия был брошен по нескольким специализированным форумам, организацию взял на себя межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов. В итоге подобную акцию поддержали в Новосибирске, Тюмени, Ярославле, Ростове, Барнауле, Самаре, Рязани, Екатеринбурге, Ставрополе, Воронеже, Череповце, Коломне, Перми, Чувашии, Челябинске, Кирове, Оренбурге, Липецке, Смоленске, Черкесске, Нижнем Новгороде, Костроме, Красноярском крае, Ульяновске, Покрове, Ижевске, Твери, Орле, Омске, Петрозаводске и ряде других городов. Подавляющее большинство участников — представители малого и среднего бизнеса.
Изначально планировалось, что фуры займут крайнюю правую полосу и будут следовать со скоростью 10 км в час. Таким образом грузовики могли собрать за собой многокилометровые хвосты из попутных автомобилей. Но проведя тестовую акцию несколько дней назад, координаторы акции решили смягчить условия акции и сообщили, что на время протеста дальнобойщики разместятся на обочине со включенными аварийными сигналами. Отметим, что в некоторых регионах водители все-таки организовали «медленный протест».
Как акция прошла в Подмосковье
На участок трассы М5 «Урал» рядом с подмосковным городом Люберцы в среду утром, по оценке организаторов протеста, должно было приехать более 200 фур. Однако реальное число дальнобойщиков, которые решили припарковаться на обочине, оказалось в несколько раз меньше — не более 30 грузовиков. Помимо обычных фур приехали в условленное место и несколько частных эвакуаторов для грузовиков, которые также вынуждены будут оплачивать каждый пройденный по федеральным трассам километр.
Примечательно, что патрульных машин ГИБДД при этом на трассе и прилегающей развязке оказалось едва ли не больше, чем грузовиков. Помимо этого, на обочине М5 дежурили автомобиль МЧС и автобус с бойцами ОМОНа.
«Мы их не штрафуем, потому что они припарковались согласно ПДД, — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из дежуривших инспекторов подмосковного ГИБДД. — Мы здесь на тот случай, если они решат, например, дорогу перекрыть. Это федеральная трасса, и такие действия подпадают под Уголовный кодекс».
Водители рассказывают о своем недовольстве наперебой. Они говорят о готовности платить дополнительные деньги за проезд, но не так много.
«Если бы установили тариф в размере 1 руб. за километр, то это еще терпимо бы было,
— поясняют водители. — Но 3,5 руб. — это очень много. В среднем за год по федеральным трассам фура проезжает 100 тыс. км. Это, получается, 350 тыс. надо отдавать в год. Но нам же еще и налог платить, и бензин дорожает, и машины ремонтировать надо.
Еще одна проблема кроется в том, что дальнобойщики не понимают, как будет работать система: как согласовывать маршрут с оператором «Платона» и как оплачивать проезд.
«Нам никто ничего не объяснил толком. Мы на днях были в их местном офисе в Люберцах — там сотрудники тоже ничего не знают, разводят руками. Очевидно, что пока многое не готово, чтобы начать взимать с нас плату за проезд, — жалуются дальнобойщики. —
Сейчас для участников системы «Платон» якобы закупили только 10 тыс. бортовых устройств, с помощью которых можно более-менее удобно платить за проезд. Но фур-то в России примерно 1,5 млн!
У нас ни у кого этого устройства нет, и как его получить — неизвестно».
Дальнобойщики предлагают создателям системы обратиться к зарубежному опыту. «Сделали бы как в Европе транспортные карточки — просто и удобно, — приводят пример водители. —
Все цивилизованно должно быть, мы же в XXI веке живем. А они хотят, чтобы мы возили с собой компьютеры и согласовывали маршрут через интернет и по телефону.
Но кому звонить в два часа ночи, например? И что делать, если одобрение маршрутной карты затягивается на несколько часов? Водители вынуждены будут простаивать».
По словам дальнобойщиков, только по этой причине, из-за неотлаженности системы взимания платы,
с 15 ноября многие фуры просто встанут — никто не поедет с риском получить штраф на несколько десятков тысяч рублей.
Водители, большинство из которых перевозит продукты питания и товары массового потребления, уверены, что из-за новых сборов в результате цены на них начнут расти.
«Нам же придется повышать стоимость услуг по транспортировке, — уточняют они. — И так будут делать не только небольшие ИП, с одной-двумя машинами, но и крупные перевозчики, которые работают с привлечением заемных средств. Транспортные компании не смогут удерживать цены на услуги из-за необходимости платить по кредитам.
В какой-то момент к собравшимся рядом с грузовиками водителям подходит один из инспекторов ДПС с вопросом, не дадут ли они сфотографировать их документы. «Начальство приехало сюда и требует от нас, чтобы мы это зафиксировали», — виноватым голосом объясняет гаишник.
Однако ни один из водителей не пошел на уступки инспектору, который отказался пояснить, зачем нужно фотографировать водительские права митингующих.
Кстати, некоторые водители фур решили прибегнуть к иной форме протеста, которая планировалась организаторами акции изначально: включив аварийку, они ехали в крайней правой полосе практически на пешеходной скорости. Заторов из-за таких дальнобойщиков на М5 не возникло, поскольку на «протестный» скоростной режим водители переходили лишь в том месте, где трасса расширяется до нескольких полос.
Завидев на обочине корреспондента с фотоаппаратом, проезжавшие мимо дальнобойщики притормаживали, давая возможность запечатлеть самодельные плакаты, которыми они обклеивают стекла кабин.
Протестное же стояние у обочины продлилось ровно час, после чего дальнобойщики начали разъезжаться, отчаянно сигналя напоследок.
Кроме того, протестовали дальнобойщики и в Подольском районе Подмосковья на трассе М4 «Дон», где на обочине также стояло около 60 грузовиков.
Противостояние в регионах
В российских регионах акция прошла без серьезных инцидентов. Однако в Томске водители большегрузов решили двигаться со скоростью не выше 10 км/час. По данным местной пресс-службы МВД, около 30 грузовиков выстроились в колонну у северного моста через реку Томь, проехали по объездной дороге и медленно ехали по федеральной трассе в сторону Новосибирска. Это создавало большие помехи для движения автомобилей.
В акции под Новосибирском в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков насчитали более 370 большегрузов, которые следовали из Петербурга, Пензы, Екатеринбурга, регионов Западной Сибири. Там участники акции остановились на обочине федеральной трассы Новосибирск – Омск на участке от транспортного кольца в районе аэропорта Толмачево и не препятствовали проезду автотранспорта по проезжей части. В итоге колонны фур растянулись более чем на 15 км.
В Челябинске в акции протеста приняли участие от 80 до 100 машин. Акция проводилась в форме одиночных пикетов, то есть машины останавливались вдоль трассы М5 в сторону Уфы на обочинах через каждые 100 м. В Чувашии в акции приняли участие водители около 100 грузовиков. По информации пресс-службы УМВД по Оренбургской области, на Загородном шоссе в пригороде Оренбурга 70 большегрузных автомобилей припарковались по обеим обочинам дороги.