Правительство снизило плату за проезд по дорогам общего пользования для грузовых автомобилей массой более 12 т. С 15 ноября вместо запланированных 3,06 руб. за километр пути перевозчики будут платить только 1,53 руб. Соответствующий документ за подписью премьера Дмитрия Медведева опубликован на сайте кабмина. На такую меру чиновникам пришлось пойти после многочисленных акций протеста и требований об отмене введения такого сбора.
Однако мера оказалась временной: уже с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит 3,06 руб. за километр пути.
«Принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом», — заявляют в правительстве.
О возможных последствиях для отрасли грузоперевозок и повышении стоимости перевозимой продукции в документе не сообщается.
Отметим, что при ставке 3,09 руб. за километр ожидалось, что введение сбора пополнит в 2016 году дорожный фонд на 40 млрд руб.
Как заявили «Газете.Ru» в Росавтодоре, почти двукратное снижение финансовой нагрузки на перевозчиков до 29 февраля 2016 года даст возможность транспортным компаниям завершить перестройку бизнес-процессов. При этом
«переходный период» также предполагает умеренную политику в отношении штрафных санкций для нарушителей, что позволит опоздавшим перевозчикам завершить регистрацию в системе взимания платы, пройти процедуру открытия расчетных счетов и получения бортовых устройств.
В Росавтодоре уверены, что утвержденные правительством периоды действия тарифов наглядно покажут обоснованность расчетов государства о том, что начало взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 т не повлечет за собой коллапса на рынке грузоперевозок и удорожания стоимости перевозимых товаров.
«Таким образом, будут развенчаны мифы о негативном влиянии системы взимания платы «Платон» на рынок грузоперевозок. Тех перевозчиков, которые под предлогом понесенных убытков начнут необоснованно поднимать цены, заметят сразу», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Росавтодора.
Акции протеста по всей стране
Между тем в сообществе грузоперевозчиков даже такой шаг навстречу был воспринят довольно критично. Дальнобойщики не намерены отменять запланированные ранее массовые акции протеста по всей стране. В настоящее время подобные акции готовятся в крупнейших городах по всей России. Отметим, что проведение акций пока не было согласовано с властями .
Согласно сообщениям на форумах перевозчиков,
11 ноября протестовать на дорогах планируют дальнобойщики в Омске, Ярославле, Ростове, Барнауле, Самаре, Москве, Рязани, Екатеринбурге, Ставрополе, Воронеже, Челябинске, Тюмени, Кирове, Оренбурге, Липецке и в других городах.
Количество фур, участвующих в акции, разное: где-то заявлено 10–12 машин, а где-то — 50–100. Отметим, что ранее планировалось, что автомобили будут двигаться со скоростью 10 км/ч в крайней правой полосе. Однако сейчас условия акции смягчились: водители будут стоять на обочине со включенными аварийками.
Почему будут протестовать
Председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов — против сбора с фур. Он уверен, что его введение приведет к повышению цен в магазинах.
«В итоге эти поборы будут платить рядовые покупатели в продовольственных магазинах, говорит Котов «Газете.Ru». — Нельзя облагать население очередными поборами в кризис в угоду коммерческой структуре.
Мне в правительстве объясняли, что, мол, ничего не поделать, это рынок. Но если бабушка будет покупать молоко на три рубля дороже, разве она будут рада?
Сейчас молочники говорят, что потребление молока за год упало на 22%, они уже не могут поддерживать низкие цены на молоко за счет более дорогих продуктов, к примеру твердых сыров. Ведь их тоже стали меньше покупать. Есть и второй момент. Если небольшие перевозчики, представители малого и среднего бизнеса не справятся с нагрузкой и уйдут из отрасли, то исчезнет конкуренция. Останутся одни монополисты, которые смогут устанавливать уже другие цены. Мы можем поставить фуры поперек трассы в любое время. Но мы сделаем это только тогда, когда нас действительно вынудят. Сейчас наша задача — не дебоширить, а высказать свою позицию. Поэтому 11 ноября одна из массовых акций пройдет в Подмосковье. Мы встанем на трассе «Дон» у обочины либо займем правую полосу».
В свою очередь, председатель Регионального совета ассоциации автомобильных перевозчиков в Центральном федеральном округе Валерий Алексеев утверждает, что крупные автоперевозчики готовы платить за проезд и наносимый фурами вред дорогам. Однако он считает, что предложенная схема не позволяет грузоперевозчикам вести бизнес с удобством и при этом получать прибыль.
«Сейчас сбор с фур временно уменьшили, но даже это не позволит покрыть все затраты перевозчиков, — сказал Алексеев «Газете.Ru». — Расчет правительства был в том, чтобы взять минимальные деньги с перевозчиков и дать им время договориться с грузоотправителями о пересмотре цен. Прошла масса совещаний у зампредседателя правительства Аркадия Дворковича с участием Росавтодора, в итоге ни нашим, ни вашим, как хотите, так и работаете. Мы не отказываемся от того, чтобы делать необходимые взносы и платить за проезд по федеральным трассам.
Мы сами выступаем за хорошие дороги и готовы вкладывать в них деньги. Но мы просим сделать эту схему удобной. Пока этого не сделано, поэтому платить за все будет конечный потребитель.
Мультипликативный эффект, инфляция — со всем этим приходится бороться перевозчикам. А сейчас нас учат, как нам работать. Мы же не приходим к дорожникам и не говорим о том, что у них столько денег, что они должны нам положить золотое полотно! Пусть и нам не говорят, что у перевозчиков деньги куры не клюют. Вот один из многих примеров наших требований: мы не работаем по предоплате и деньги за выполненный рейс можем ждать по три месяца. Мы просили перевести нас на постоплату. Кроме того, мы просили отдельно выделять плату за проезд, чтобы мы могли предоставить эти данные грузополучателю и переложить этот платеж на его плечи.
Сейчас же, когда мы будем выставлять счет с учетом сбора, на него накручивается НДС, который начинает гулять дальше, а товары подорожают».
Между тем в Росавтодоре уверяют, что опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в 2016 году не стоит. По данным Росавтодора, На 12-тонники приходится лишь 8,5% таких перевозок, а основная доля перевозимой по дорогам продукции (около 83%) — это навалочные материалы.
«Если пакет молока в среднем стоит 60 руб., то с новым сбором его стоимость увеличится меньше чем на 2 коп. (1,7 коп.), и то если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок — высококонкурентный,
— отметили в пресс-службе. — Перемены ощутят прежде всего компании, которые работают напрямую с грузоотправителями в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур. С запуском системы владельцы большегрузов, которые раньше демпинговали на рынке за счет серых схем оказания услуг, теперь столкнутся либо со штрафами, либо с необходимостью увеличивать затраты на транспортировку, что нивелирует их преимущества перед легальными перевозчиками».