Водители фур весом более 12 т провели предупредительную протестную акцию против предстоящего введения платы в 3,06 руб. за проезд каждого километра федеральных трасс. Дальнобойщики по всей России обклеили свои машины плакатами с протестными лозунгами и примерно в одно время, с 12 до 13 часов, сбросили скорость движения до 10 км/ч. Часть водителей просто не вышла на работу, эти дальнобойщики целый день посвятили раздаче листовок и сбору подписей против инициативы. Отметим, акция не была согласована властями.
Напомним, что с 15 ноября 2015 года вступает в силу норма, в соответствии с которой за проезд грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12 т по всем федеральным автодорогам общего пользования будет взиматься плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам.
Изначально проезд одного километра пути по федеральным трассам должен был составить 3,73 руб. Однако, как сообщал замруководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Дмитрий Прончатов, по многочисленным обращениям правительство России рассмотрело просьбы перевозчиков, и тариф оценен в 3,06 руб. Ожидается, что такой шаг в 2016 году пополнит дорожный фонд примерно на 40 млрд руб.
Как рассказали «Газете.Ru» сами дальнобойщики, предложение провести подобную акцию пришло из Сибири. В частности, из Омска и Новосибирска. Уже известно, что акцию также поддержали водители из Москвы и Нижнего Новгорода. При этом понедельничную акцию можно назвать «тренировочной» — развернуться в полную силу и затормозить всю Россию дальнобойщики грозятся 11 ноября. Единственное, что может остановить такие действия, — полная отмена сбора или хотя бы введение моратория. Перевозчики уверены, что введение «оброка» приведет к резкому удорожанию стоимости их услуг.
Следствием станет рост цен на перевозимую продукцию непосредственно в розничных сетях. Кроме того, большинство дальнобойщиков, для которых фура остается единственным источником дохода, готовятся к потере заработка.
Подорожают продукты
«Наши самые несдержанные товарищи решили проявить таким образом свою гражданскую позицию, — рассказал «Газете.Ru» председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. — Никаких иллюзий на этот счет мы не испытываем, все решения принимаются на другом уровне в кабинетах. Все это фатально для экономики, но мы против того, чтобы в итоге пушечным мясом становились сами перевозчики, а не заказчики.
Сейчас большинство товаропроизводителей даже не в курсе того, что происходит. Они просто заказывают автомобили, а когда видят счет на услуги, начинаются проблемы. Но счет приходит не на отправителя, а на владельца грузового транспорта. Мы до последнего будем доказывать, что такое решение наносит огромный вред экономике.
Если система взимания оплаты все-таки заработает, то нам придется поднимать цены, чтобы окупить свои поездки. Тогда стоимость перевозимых товаров возрастет на 12–15%. И подорожают в первую очередь социально значимые продукты, которые стоят недорого, а весят много, — это соль, сахар, молоко, макароны».
Акция протеста
Клич среди дальнобойщиков разнесся и на тематических форумах, где водители обсуждают раздачу листовок и проведение акций.
«Предлагаю всем питерцам поддержать акцию. Место сбора — наружная сторона КАД, между Московским и Пулковским шоссе», — написал пользователь под ником DiMAN U-20.
«Я сегодня распечатал листовки с надписью «Я против платных дорог 3,73 рубля». 500 штук! Стою, раздаю на трассе! Красноярский край! Давайте объединим все свои усилия», — написал Руслан Чибисов, дальнобойщик из Тулы.
«2 ноября планирую ехать с Иваново на Тутаев, затем на Рыбинск, независимо от места ровно в 12.00 начну двигаться со скоростью 10 км/ч, посмотрю, что из этого выйдет, коллеги присоединяйтесь!» — поделился водитель с ником БАTRUCK.
Еще один водитель, который принял участие в «медленной» акции, рассказал, что его поведение на дороге понравилось далеко не всем.
«Выезжал сегодня поддержать несогласие с системой «Платон» по внутреннему кольцу, — рассказал пользователь под ником Вовастик. — Услышал про себя столько «приятного», два раза чуть не размазали об отбойник.
Через пять минут один семитонник встал рядом — едем и понимаем, что с такой организацией протеста никого не напугаешь.
Собрали за собой хвост, даже один из ГИБДД терся, обогнал и уехал. Так мы и проехали 30 минут. Собрат говорит: «Мне надо встать». Ладно, думаю, поеду по внутреннему в сторону дома. По пути никто не присоединился. Видел и слышал, как два дальнобоя по внешнему шли, правда, занимали только второй ряд, так хвост не собираешь. Их для проверки остановили гаишники».
Водители лишатся заработка
Жена дальнобойщика из Дзержинска по имени Зоя принимает участие в работе ИП своего мужа. Вместе с супругом она проехалась на фуре в поддержку акции по Нижнему Новгороду. Она рассказала «Газете.Ru», что
они с мужем готовятся к полному банкротству, поскольку при введении сбора им ежемесячно придемся вычитать из своего заработка 50–60 тыс. руб.
«За все те годы, что мы работаем, наши затраты увеличились в 1,5–2 раза, — рассказала Зоя. — Так, мы уже платим за проезд по платным участкам федеральных трасс. Получается, что на одном отрезке пути мы будем платить дважды! При этом не каждый месяц работы приносит прибыль: полетели тормозные диски — это минус 60 тыс. руб., нужно поменять колесо — это еще 20 тыс. И все это из собственного кармана небольшого ИП. Сейчас на рынке высокая конкуренция, перенести дополнительные расходы на заказчика не получится. От наших услуг откажутся и перейдут к какой-нибудь демпингующей конторе. С нас снимают последние портки! Если будет повторная акция, мы обязательно примем участие».
Еще один дальнобойщик рассказал «Газете.Ru», что проехал по КАД в Санкт-Петербурге на легковой машине. Каких-либо затруднений движения из-за протеста дальнобойщиков он не заметил.
«Я пообщался с коллегами и раздал листовки на лобовое стекло, — рассказал водитель. — Из разговоров я понял, что люди в отчаянии. Перевозчики в основном — это индивидуальные предприниматели. У многих несовершеннолетние дети, которых надо вырастить. После введения сбора оплаты в нынешнем виде большинство просто разорится и останется без средств к существованию.
У многих грузовики куплены в кредит или лизинг, и новый сбор для них чреват долговой ямой. Нам ведь надо еще заплатить налоги, обслужить технику, на что-то жить.
На данный момент я работаю, плачу налоги, покупаю топливо (акцизы 7 руб. с литра), даю работу автосервисам и придорожной инфраструктуре, приношу пользу экономике по мере сил. Если я стану безработным, то кто получит от этого пользу?»
Еще один из водителей в беседе с «Газетой.Ru» высказал опасение, что введение в действие системы «Платон» приведет к сбоям доставки грузов.
«Товары народного потребления подорожают на 12%, а 25–40% собственников грузовых автомобилей и представителей малого и среднего бизнеса ждет разорение, — уверен частник. — Прибыль от грузовика в год составляет в среднем 1,2–1,5 млн руб. Из них 400 тыс. руб. нужно отложить на амортизацию и налоги, 300 тыс. руб. на обслуживание, 500 тыс. руб. на зарплату водителя. То есть в случае исправной работы техники выходим в «0» или с небольшой прибылью. Оброк выливается в 450–500 тыс. руб. дополнительно. Взять их неоткуда!»
Было время подготовиться
В пресс-службе Росавтодора обратили внимание на то, что закон, устанавливающий необходимость ввода системы взимания платы с транспортных средств массой выше 12 т, был принят еще в 2011 году.
«Начиная с момента определения правительством концессионера по проекту и в течение всего 2015 года на территории России для грузоперевозчиков проводились мероприятия уведомительного и разъяснительного характера,
— заявили «Газете.Ru» в Росавтодоре. — Была реализована серия «круглых столов» на территории разных субъектов РФ, проведены пресс-туры, в разных субъектах РФ проведены презентации объектов системы, о ходе реализации проекта регулярно предоставлялась и предоставляется информация в СМИ, открыты горячая линия и официальный сайт системы. Таким образом, у грузоперевозчиков было достаточно времени на перестройку бизнес-процессов, подачу обращений, пожеланий и обсуждение деталей проекта».
Между тем в Росавтодоре обратили внимание, что
платные участки исключаются из сети. То есть двойной оплаты за проезд по федеральным трассам не будет.
Розничные сети получат новый предлог поднять цены
Директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) Игорь Николаев уверен, что, хотя во многом перевозчики защищают собственные интересы, введение нового сбора действительно приведет к росту цен в магазинах. Эксперт считает, что
введение такого тарифа возможно только в условиях экономического роста страны, в противном случае увеличение фискальной нагрузки на бизнес только разгонит инфляцию.
«Розничные сети воспользуются случаем и поднимут цены, — сказал Николаев «Газете.Ru». — Причем выше, чем их потери от роста стоимости перевозки. К примеру, не на 3 рубля, а на 4–4,5 рубля. При этом не все перевозчики смогут соразмерно повысить цены на свои услуги, соответственно, это удар по малому бизнесу. А перейти на альтернативный вид перевозок, например на железнодорожный транспорт, получится не у всех — ж/д сеть у нас не так хорошо развита».