Тема дорожной безопасности была вынесена на повестку заседания правительства РФ, которое прошло в четверг. Несмотря на заметное снижение смертности на дорогах в этом году, первые лица страны за последние месяцы уже не в первый раз возвращаются к этой теме.
Открывая заседание, премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что тема безопасности дорожного движения является проблемой для всех стран, но для России она более серьезна из-за невысокого качества дорог при большой территории.
За последнее время уже был принят целый комплекс мер, направленных улучшение дорожной безопасности.
«За рулем автомобиля действительно должны быть те, кто к этому готов, знает правила дорожного движения, осознает свою ответственность, в том числе юридическую, а не те, кто просто покататься хочет,
— заявил Медведев. — Поэтому надо было принять жесткие меры по изменению законодательства в отношении ряда наиболее опасных нарушений, в том числе пьянства за рулем».
Он напомнил, что за прошлый год на российских дорогах в результате ДТП погибли почти 27 тыс. человек. «Цифра очень большая. И хотя она практически на четверть меньше, чем десть лет назад, когда ситуация была совсем критическая, все равно это очень много. Эти потери могут быть минимизированы», — добавил глава правительства.
Нарушителей могут взять под скрытое наблюдение
На заседании с докладом выступил глава МВД РФ Владимир Колокольцев. «Сегодня многих граждан беспокоит состояние дисциплины на улицах наших городов, — заявил министр. — Население интересуется, имеются ли еще какие-то возможности, которые позволят повысить уровень безопасности участников дорожного движения. Да, такие возможности есть.
В частности, речь идет о германской практике, где в крупных городах дороги патрулируют автомашины без отличительных знаков принадлежности к полиции.
В таких машинах установлены камеры, на которые фиксируют нарушения ПДД», — пояснил министр.
По словам Колокольцева, такой способ хорошо себя зарекомендовал в Германии, значительно повысив правосознание водителей. «Возможно, следует рассмотреть применение этой практики в России», — резюмировал он.
Комментируя доклад Колокольцева, премьер-министр отметил, что, по его наблюдению, все участники заседания насторожились, когда речь зашла об использовании автомобилей полиции без опознавательных знаков.
«Необходимо изучить опыт коллег из Германии и взвесить все «за» и «против», чтобы не было злоупотреблений»,
— заявил Медведев.
По мнению премьера, с одной стороны, это дает возможность пресекать определенные нарушения, но с другой, чтобы избежать злоупотреблений, необходим соответствующий уровень подготовки и правосознания у тех полицейских, которые будут патрулировать улицы на таких машинах.
Стоит отметить, что предложенный министром способ патрулирования применяется не только в Германии. Такой же метод используется и в Австралии, где полицейские в штатском на обычных машинах, видя нарушение, достают спрятанную мигалку, тормозят нарушителя и могут сразу же выписать ему штраф.
За езду в нетрезвом виде заведено уже 7 тыс. уголовных дел
Отдельно Колокольцев остановился на результатах, которые дало недавнее ужесточение ответственности за езду в пьяном виде. По данным главы МВД, с 1 июля 2015 года сотрудники полиции составили уже около 7 тыс. материалов на водителей, севших за руль в состоянии опьянения, уже будучи лишенными прав за аналогичное нарушение.
«Повторное управление транспортным средством в нетрезвом виде или отказ от медицинского освидетельствования стали основанием для уголовного преследования,- напомнил министр. – Выявлять таких водителей помогают граждане, которые сообщают в полицию о нетрезвых автомобилистах. По данным соцопроса, каждый второй человек готов заявить о таком нарушении в правоохранительные органы».
В Москве проведут эксперименты на нарушителях
Колокольцев в своем выступлении подвел итоги развития системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД в России. «Сегодня это порядка 15 тысяч стационарных и свыше четырех тысяч переменных зон контроля.
С их помощью в текущем году зафиксировано почти 40 млн правонарушений, что составляет 61% от всех выявленных. Наложено штрафов на сумму более 26,5 млрд рублей»,
— рассказал глава МВД.
Тему фото- и видеофиксации нарушений ПДД в своем выступлении затронул и вице-премьер Игорь Шувалов, который курирует в правительстве тему дорожной безопасности. Он напомнил о существовании законопроекта, предполагающего передачу полномочий по администрированию штрафов за нарушения ПДД от ГИБДД к столичным властям. Напомним, речь идет о поправках в КоАП РФ, которые позволят московским властям вместо ГИБДД заводить и вести дела по административным правонарушениям в отношении тех водителей, чьи нарушения ПДД фиксировались дорожными камерами.
«Совместно с Москвой мы подготовили законопроект о том, чтобы по штрафам у правительства Москвы была отдельная компетенция по их администрированию. Они знают, как добиться того, чтобы собрать с должников деньги. Однако законопроект очень сложно рождался и теперь сложно проходит принятие, — обратился к главе правительства Шувалов. — Поэтому мы просим вас помочь — оказать содействие в его принятии».
Медведев поинтересовался, по какой причине инициатива затрагивает исключительно Москву. Шувалов пояснил, что это будет своего рода эксперимент, который в случае успеха можно будет распространить на другие регионы. «Это такой же эксперимент, как с увеличенным лимитом выплат по европротоколу, который действует пока только в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области», — привел он пример.
Однако содействие главы правительства не ускорит принятие законопроекта. Как поясняет первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, в октябре он внес в Госдуму альтернативный законопроект, предполагающий создание федерального центра фото-видеофиксации.
«Пока альтернативный законопроект не пройдет все процедуры – рассылку, получение отзывов, одобрение правительства – инициатива московских властей по закону быть не может быть рассмотрена,
- рассказал «Газете.Ru» Лысаков.
Парламентарий отметил, что главный аргумент в пользу передачи Москве таких полномочий, который приводит первый вице-премьер, несостоятелен. «Шувалов указывал на то, что ГИБДД якобы не успевает обрабатывать информацию по нарушениям им рассылать штрафы, - поясняет собеседник. -
Однако уже в апреле этого года глава ГИБДД РФ Виктор Нилов заявил, что проблема была решена - 100% этих данных обрабатываются».
Внедрять наказание за «опасное вождение» нужно скорее
Затронул вице-премьер и тему опасного вождения.
«Внедрять норму «Опасное вождение» тоже все боятся — опасаются злоупотреблений,
— заявил он. — Эта норма тоже тяжело рождалась. И ее необходимо применять, поскольку уже к весне следующего года мы хотим изменить культуру вождения и снизить смертность на дорогах».
Шувалов попросил Медведева оказать поддержку и в этом вопросе.
Программы первой помощи после ДТП включат в нормы ГТО
Глава Минздрава Вероника Скворцова в свою очередь рассказала, что в России регистрируется максимально высокий показатель тяжести ДТП, который превышает средний показатель по Европе в шесть раз.
«Примерно 60% всех погибших в результате ДТП гибнут на месте происшествия,
— отметила министр. — Благодаря предпринимаемым мерам удалось увеличить скорость оказания помощи пострадавшим».
Учитывая широкомасштабное внедрение комплекса ГТО среди молодежи, ведомство вместе с Минспорта рассматривает вопрос включения в него тестовых заданий и испытаний по программе первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в ДТП.
Напомним, что в августе правительство РФ опубликовало план мероприятий по снижению смертности населения в ДТП. Документ состоит из 32 пунктов, предусматривающих в ближайшем будущем внедрение ряда новшеств для водителей. В частности, правительство поручило соответствующим ведомствам разработать нормы, вводящие наказание за опасное вождение, позволяющие дороже продавать полис ОСАГО злостным нарушителям ПДД, увеличивающие ответственность чиновников за качество строительства и ремонта дорог. Принять план в правительстве решили после нескольких крупных аварий с участием пассажирских автобусов.