Музей, арт-объект или кладбище

Под Тулой расположился один из крупнейших автомобильных музеев страны

Николай Назайкинский
Медленно пробираясь по разбитой грунтовке через поля и безжизненные деревни Тульской области, видишь, как перед тобой постепенно появляются десятки, сотни силуэтов старых автомобилей. В лучах закатного солнца перед вами стройными ряды предстают «Москвичи», «Жигули», «Волги», «Запорожцы», «Рафики», «ЗИЛы» и другие машины, наполнявшие дороги страны десятки лет назад. Коллекцию более чем из 320 экспонатов собрал энтузиаст Михаил Красинец.

Музей ретроавтомобилей «Авто-СССР» находится в крохотной, на несколько домов, деревне Черноусово, примерно в 9 км от поселка Чернь, что на трассе М2 «Крым». Короткий маршрут до музея Красинца проходит через Уготь: сначала дорога представляет собой потрепанные бетонные плиты, а потом превращается в обычную грунтовку, местами с глубокой колеей.

Проехать в сухую погоду здесь получится и на моноприводном автомобиле с клиренсом от 150 мм, но если пойдет дождь, то можно крепко засесть на спуске к мосту через речку. Есть сюда и более простой, но чуть более длинный путь через деревни Донок и Бредихино.

Значительная часть коллекции появилась в 1993 году, когда автомеханик гоночной команды АЗЛК Михаил Красинец продал квартиру и вместе с женой переехал в Черноусово.

«Деньги от московской квартиры разлетелись за три месяца. Тогда мы активно по 150–200 долларов скупали автомобили из снесенных гаражей, которые оказались на месте строительства Третьего транспортного кольца», — говорит Михаил.

Музей условно разделен на две неравные части: большинство автомобилей находится на поле, а меньшая, но самая ценная часть расположена на внутренней территории дома Красинца. «Вот, новое приобретение, — с нескрываемой радостью сообщает Михаил, показывая на синюю «копейку», — купили ВАЗ-21011 1976 года выпуска за 11 тыс. руб.».

Автомобили приобретаются исключительно на пожертвования посетителей музея, и все до последнего рубля идет на пополнение коллекции. Красинец признается, что был период, когда вообще есть было нечего. Хорошо, друзья помогли. Но Михаил выше этих бытовых и социальных проблем: «Я хочу, чтобы музей был сохранен, как Ясная Поляна Льва Толстого».

Очевидно, что на поддержание огромной коллекции не хватает ни сил, ни времени, а хранение под открытым небом плохо сказывается на состоянии автомобилей. «Два года я уже не работаю, после увольнения из соседнего музея. С нетерпением жду, когда начнут начислять московскую пенсию, тогда возможностей заниматься автомобилями будет больше», — рассказывает Михаил.

Один из самых заметных автомобилей из музея «Авто-СССР» в фотоотчетах путешественников — «милицейский» ГАЗ М-20. Но на самом деле эта машина гражданская и ранее не принадлежала госструктурам:

«Вот эту «Победу» мы с партнерами нашли в одном из московских дворов в 1998 году. Надпись «ОРУД Милиция» уже сделал сам, кисточкой. Так же поступил и с одной из «21-х Волг», раскрасив ее под раллийный автомобиль. Из некоторых других экспонатов я тоже делал копии известных автомобилей».

Особая гордость Красинца — две «Чайки»: ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Первый представительский автомобиль, дизайн которого выполнен в стиле «детройтского барокко», выпускался в СССР с 1959 по 1979 год, а всего было произведено 3189 автомобилей. Роскошный седан с двигателем V8 под капотом и автоматической коробкой передач. Лимузин, конечно, просел, да и краска облупилась, но даже в таком состоянии «Чайка» выглядит впечатляюще. В салоне вообще красота: интерьер сохранился не в самом плохом состоянии. Красинец предлагает посидеть за рулем.

Вторая «Чайка» — ГАЗ-14. Лимузин, конечно, не такой изящный, как «тринадцатая», но выпущено их было меньше: с 1977 по 1988 год произведено примерно 1120 автомобилей. Естественно, Михаил сразу же называет порядковый номер этого автомобиля. Про каждый экспонат в своей коллекции Красинец может рассказывать часами. «Вот, посмотрите, — открывая капот, говорит Михаил, — прекрасный 8-цилиндровый двигатель с двумя карбюраторами — в советской машине».

За «Чайками» ровным рядом, по дате производства, выстроены «Победы» и «Волги». Есть несколько редких «двадцать первых» из начальной серии со звездой на решетке радиатора. Здесь же неподалеку лежит уникальный полноприводный ГАЗ-21 с передним мостом и рессорами. А рядом — кабриолет Москвич-420А с рулевым колесом от «Опеля». Такие ставили на «Москвичи» до 1953 года.

А вот и единственный оставшийся в мире Москвич 3-5-5. Модель была построена в количестве трех экземпляров для государственных испытаний.

Достаточно широкий автомобиль, пружинная подвеска, 1,7-литровый мотор и оригинальная коробка передач с подобранными под более мощный двигатель передаточными числами. Этот прототип, по идее, должен был превратиться в Москвич 2140, но не случилось.

Интересна история появления у Красинца этого уникального автомобиля. Машина стояла на задворках музея АЗЛК, и в 1994 году его уже хотели порезать на металл. Однако тогда удалось договориться с директором музея о передаче седана Михаилу в обмен на подержанный мотор от «Волги». У Михаила Красинца, конечно, был такой двигатель, и через некоторое время обмен состоялся. Но это скорее исключение из правил: хозяин музея крайне редко что-то выменивает, а тем более ничего не продает из своей коллекции. «Все, что попало в музей, остается в музее. Здесь еще есть что продать, но этого делать я никогда не буду», — подытоживает Михаил.

Уникальная принципиальность Красинца вылилась в то, что многие автомобили, находящиеся за пределами его внутреннего двора, на поле, попросту заросли травой. Как можно одному, ну, может, с одним помощником, следить за таким огромным автопарком? Многие экспонаты подверглись разграблению (фары, элементы кузова и интерьера), отчего все это выглядит грустно, даже пугающе. Закономерность простая: чем дальше от дома Михаила, тем в более плачевном состоянии находятся экспонаты.

Здесь, в поле, есть не менее редкие и значимые экспонаты, чем во внутреннем дворе коллекционера. Например, спортивный автомобиль Москвич-2140SL «Ралли» гонщика Сергея Шипилова, купленный Красинцем в конце девяностых за пару сотен долларов.

Пожалуй, часть экспозиции в отрытом поле больше похожа на грандиозный арт-объект, нежели на музей, вроде знаменитого кладбища старых автомобилей Old Car City в штате Джорджия — весьма популярное у туристов место, куда вход стоит 25 долларов. Что касается музея Михаила Красинца, то система оплаты здесь как в нью-йоркском Метрополитен-музее: сколько считаешь нужным, столько и заплати. Фиксированной платы нет.

Здесь здорово проводить всевозможные фотосессии. Есть под рукой длинноногая блондинка или брюнетка с тяжелым взглядом — выйдет отлично.

Музей «Авто-СССР» и лично Красинца часто критикуют даже его близкие друзья, не говоря о ярых завистниках. Основная претензия — Михаил на своем погосте уничтожает редчайшие автомобили, не восстанавливая их. С другой стороны, многие, если не большинство машин из его коллекции, и так бы канули в небытие в 90-е. Решайте сами, что это: музей, арт-объект или кладбище старинных автомобилей.