Как произошедшее с Volkswagen изменит мир

Как дизельный скандал с Volkswagen повлияет на развитие автоотрасли

Алина Распопова
Shuttrestock
Скандал вокруг Volkswagen грозит переворотом авторынку. Сама марка решила резко переключиться на производство электрокаров и гибридов. Экологический тренд подхватила Toyota, которая намерена прекратить производство и продажу бензиновых автомобилей и перейти на выпуск гибридов и машин на топливных элементах. Как будет меняться авторынок, почему эксперты считают экологическую проблему надуманной и чем это грозит покупателям, выясняла «Газета.Ru».

После грандиозного «дизельного» скандала вокруг концерна Volkswagen вся автомобильная отрасль в целом получила резкий пинок в сторону своего нового развития. О том, что автомобилестроению необходимо очищение и переосмысление, после инцидента признал сам VW — чтобы поскорее перевернуть скандальную страницу, в компании первыми заявили о новой суперэкологичной ориентации. «Газета.Ru» пообщалась с российскими и иностранными экспертами, чтобы выяснить, как «дизельгейт» повлияет на работу других автоконцернов и произойдет ли массовый отказ от дизельных и бензиновых моторов в пользу более экологичных технологий.

Что касается Volkswagen, то на данный момент в планах компании запланировано два крупных шага. Первый: использовать системы контроля выбросов, которые отражают реальный уровень вредных выбросов. Шаг второй: все больше переходить на электричество. Об этом компания сообщила в официальном пресс-релизе, который в данный момент обсуждают иностранные СМИ.

Так, VW планирует начать оснащать все свои дизельные автомобили в Европе и Северной Америке специальным оборудованием, которое позволит устранять до 70–90 вредных выбросы оксидов азота. Однако при этом машины могут ощутимо подорожать.

Далее важнейшим по значимости для компании станет постепенный переход от дизельных на другие, более экологичные технологии. В VW подчеркивают, что из-за растущих требований к уровню выхлопов CO2 и оксидов азота компания будет уделять повышенное внимание гибридам и электромобилям. Именно поэтому следующее поколение премиального седана Volkswagen Phaeton будет электрическим. Немцы уже обещают создать новый флагман в течение ближайшего десятилетия. Согласно официальному пресс-релизу, Phaeton получит «чистый электропривод» и «высокие показатели дальности поездок».

Как признают мировые эксперты, сделать такой шаг будет непросто. Дело в том, что сейчас рынок электрокаров поделен на два полюса. На одной стороне находятся дорогие машины, способные преодолеть выше 420 км без подзарядки. К таковым, к примеру, относятся Tesla. С другой же стороны расположены куда более доступные городские варианты, на которых, однако, не уедешь дальше 130 км без встречи с розеткой. Примером тут может послужить электрический VW Golf.

«Без многомиллионных инвестиций и продолжительных разработок очень сложно поверить в то, что VW сможет в ближайшее время вывести на рынок полностью электрический седан с приемлемым ценником», — сомневаются иностранные эксперты.

Именно по этой причине VW подчеркивает, что повышенное внимание будет уделяться именно plug-in-гибридам, то есть автомобилям с электродвигателями, которые могут работать на чистом электричестве и при необходимости переходить на бензин.

Кто пойдет электропутем и поедет на гибридах

Отметим, что родственный VW бренд Audi уже представил гибридные версии своих автомобилей R8 и А3 на рынке, которые получили приставку «е-Tron». Марки Bentley и Lamborghini также планируют ввести гибридные версии своих роскошных внедорожников. При этом крупнейший автоконцерн в мире Toyota Motor и вовсе анонсировал, пожалуй, самые амбициозный из известных на данный момент планов. Так, согласно официальному заявлению,

японский концерн к 2050 году предполагает практически полностью прекратить производство и продажу бензиновых автомобилей и перейти на выпуск гибридов и машин на топливных элементах.

Главная цель такого шага — резкое сокращение вредных выбросов. Toyota пообещала, что будет всячески продвигать эту идею на разных уровнях. Так, бизнесмены постараются убедить правительство, другие компании и все заинтересованные стороны в необходимости подобной инициативы, которая к 2050 году может привести к 90-процентному сокращению выбросов по сравнению с уровнем 2010 года. При этом в Toyota также предполагают, что к 2020 году количество проданных ею гибридных автомобилей может достичь 15 млн единиц. Это вдвое больше, чем сейчас реализовано по всему миру. Отметим, что в 2014 году доля гибридных автомобилей в продажах Toyota уже составила свыше 40%. Однако о роли электромобилей в реализации поставленной задачи не говорилось.

Споры по поводу электробудущего

Рассуждая о развитии технологий будущего, эксперты «Газеты.Ru» разошлись во мнениях. К примеру, директор региона Россия — СНГ компании Skoda Auto Мирослав Кроупа уверен, что будущее действительно принадлежит электромобилям и гибридам.

«Вопрос только в стоимости этих автомобилей и времени, когда производители смогут предложить своим клиентам достойную цены, — сказал Кроупа «Газете.Ru».

При этом в некоторых странах компании, которые развивают эти технологии, могут рассчитывать на дополнительную помощь государства. В таком случае клиенты могут получить больше возможностей купить такие автомобили с преимуществом. Я могу сказать, что сейчас все автопроизводители планируют или уже активно развивают эту отрасль. В будущем всем нужны будут именно такие моторы, потому что прогресс невозможно остановить, такова реальность. Что касается планов Toyota, то они вполне реальны, поскольку на этом рынке особенно любят электрокары — именно на них японцы предпочитают передвигаться по городу».

В свою очередь, гендиректор радио «Страна» Игорь Моржаретто считает, что хоронить дизельные двигатели слишком рано.

«Ставить крест на дизельных моторах нельзя: они хороши в работе и очень надежны, — говорит Моржаретто «Газете.Ru». — Происходящие сейчас в Европе ужесточения экологических норм только убьют дизель как таковой.

То же самое касается и бензиновых моторов. Экологи обязаны найти компромисс с автопроизводителями, иначе никакого реального развития этого направления ждать не стоит».

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков предсказывает кардинальный пересмотр ценностей в области экологии уже в ближайшее время. При этом он уверен, что автопроизводители не будут повально отказываться от разработок новых дизельных или бензиновых моторов.

«В ближайшее время расклад сил между автопроизводителями принципиально не изменится, — говорит Кадаков «Газете.Ru». — Я уверен, что в течение лет пяти мы не увидим явного изменения тренда. Интерес к развитию водородных автомобилей, гибридов, электрокаров в мире появился уже около десяти лет назад, а со стороны Toyota это произошло еще раньше. И пока нельзя говорить, что сейчас мы стоим на грани какого-то прорыва. С водородом, электричеством вообще существует большая проблема. Их нужно произвести, доставить — все это очень дорого.

Поэтому поверить в то, что сейчас все автокомпании резко бросят разрабатывать новые дизельные или бензиновые двигатели, просто нельзя.

Есть другие важные аспекты, которые повлияют на расклад сил в автопроме. Так, последние пять лет расходы крупнейших автомобильных концернов на НИОКР растут со страшной силой. А в итоге все это ложилось на плечи покупателей, ведь машины сразу же дорожали.

Поэтому концерн VW решил похимичить, и не факт, что это был он один. Теперь контроль за автокомпаниями будет усиливаться.

И неважно, дизельные твои моторы или бензиновые, — гайки будут закручиваться. При этом уже сейчас появилась информация о том, что последние исследования о парниковом эффекте — полное вранье. Оказывается, что воздействие человека на эти процессы ничтожно и вся эта экологическая шумиха, которая, по сути, оплачивается из нашего кармана, просто неоправданна. Поэтому именно сейчас будут происходить изменения во взглядах и устоях».

Напомним, что ранее концерн Volkswagen признал манипуляции с показателями выбросов вредных веществ при тестировании автомобилей с дизельным двигателем в США. Выявленные нарушения могут обойтись автопроизводителю в $18 млрд. По предварительным данным, такое ПО было установлено на 11 млн автомобилей, проданных не только в США и Германии, но и в большинстве других стран. «Дизельгейт» уже привел к отставке главы правления концерна Мартина Винтеркорна. Его место занял гендиректор Porsche Маттиас Мюллер. Недавно немецкий автоконцерн Volkswagen покинул и председатель правления чешской марки Skoda 58-летний Винфрид Фаланд. Топ-менеджер решил уйти в отставку после того, как в конце сентября Volkswagen назначил его главой подразделения концерна в странах Северной Америки.