В Москве 10 октября в очередной раз расширяется зона платной парковки. Стоянка автомобилей станет платной на 133 участках 95 улиц города, расположенных между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Стоимость часа парковки — 40 руб. Резиденты смогут приобрести годовой абонемент на парковку за 3 тыс. руб., а также бесплатно оставлять свои машины в зоне платной парковки ежедневно с 22.00 до 8.00. Весь список новых участков с платной парковкой доступен по ссылке.
На улицах, где вводится платный режим паркования, как отмечают в департаменте транспорта Москвы, расположены точки притяжения автомобилистов: торговые и бизнес-центры, станции метро, железнодорожные платформы и т.д. В ведомстве считают, что такой подход к расширению зоны платных парковок позволит улучшить дорожную ситуацию в районах: снизить загруженность парковочных мест и количество нарушений правил стоянки и остановки, увеличить пропускную способность улиц и даже снизить аварийность.
Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин недавно анонсировал следующий этап расширения числа улиц, включенных в зону платного паркинга. По его словам, второй этап точечного расширения пройдет уже в декабре текущего года. Количество улиц, на которых парковка также станет платной, градоначальник не уточнил.
Примечательно, что с 10 октября платная парковка фактически впервые появилась в Москве в спальных районах.
Многие местные жители восприняли нововведение негативно. Так, например, 6 октября в районе Останкино прошел митинг против расширения платной парковки, в котором, по разным оценкам, приняли участие от 500 до 1 тыс. человек, хотя заявленное число участников было всего 50 человек.
Один из основных тезисов участников и организаторов акции протеста заключается в том, что столичные власти не согласовали план расширения с местными жителями и провели лишь формальные консультации с муниципальными депутатами районов.
В дептрансе, с одной стороны, отмечают, что мнение жителей и мундепов не имеет никакой юридической силы. С другой стороны, чиновники уверяют, что прислушивались к просьбам депутатов и жителей и по возможности старались их удовлетворить.
«Прежде чем принять решение о том, какие улицы войдут в новую зону платной парковки, департамент транспорта в течение пяти месяцев изучал этот вопрос, взаимодействуя с муниципальными депутатами и местными жителями, — ранее рассказали «Газете.Ru» в дептрансе. — Где-то на компромисс пошли горожане, где-то представители дептранса. Несмотря на то что юридической силы мнение горожан и муниципальных депутатов не имеет, их пожелания, предложения и замечания при принятии окончательного решения старались учитывать».
Также в департаменте транспорта «Газете.Ru» дали понять, что пересматривать решения о введении платных парковок не планируют.
«Эффективность или неэффективность принятых мер исследуется на основе данных анализа транспортной ситуации в районах до введения платы за парковку и после этого. В настоящий момент на всей территории, где введена плата за парковку, транспортная ситуация заметно улучшилась, поэтому пока необходимости в ее отмене нет», — заявили ранее в дептрансе.
Тема принятия решений о введении платных парковок легла в основу исследования Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР).
«В течение нескольких последних лет внедрение зон платных парковок в Москве стало одной из наиболее дискуссионных проблем городского развития, — пишут авторы исследования. — Последняя волна расширения — с 10 октября 2015 года — распространила зону платной парковки в спальные районы, что ожидаемо спровоцировало несколько протестных акций. В очередной раз остро встал вопрос о том, кем и каким образом принимаются такие решения».
В исследовании отмечается, что опыт городов в других странах показывает, что с помощью различных форм диалога с различными слоями населения напряженной социальной обстановки после изменений в сфере парковок можно избежать. При этом важно, чтобы диалог был реальным, а не фиктивным.
В качестве примера эксперты ЦЭПР обращаются к существующим за рубежом механизмам принятия решений о введении парковок. Согласно данным исследования, в странах Европы, США и Канаде местные власти в различных формах проводят консультации по вопросу парковок с горожанами, причем не только автомобилистами, но и, например, представителями бизнеса, которых могут затронуть изменения.
Например, в Великобритании механизм согласования вопросов новых парковок построен на сборнике рекомендаций правительства, которым пользуются органы местного самоуправления. Данное руководство предусматривает в том числе длительные (не менее 12 недель) консультации с различными группами местных жителей. Все консультации рекомендуется делать публичными: их следует фиксировать в печатном виде и размещать для общего доступа в интернете.
В немецком Нюрнберге принятие решения по сокращению парковочного пространства в историческом центре города осуществлялось голосованием жителей, а до этого проводилась обширная общественная дискуссия.
В Чикаго предлагается ряд иных технологий вовлечения общественности в решение проблем с парковками: например, анонимные электронные голосования и метод «гражданских присяжных» (по аналогии с судебной процедурой формируется группа из 12–16 человек, не являющихся специалистами по транспортным вопросам).
В канадском городе Вернон существует специальный орган — совещательный комитет по парковкам. В него входят представители городского бизнеса, коммерческой палаты, владельцы недвижимости и риелторы, представители туристических компаний, а также члены местного представительного органа власти. Комитет вырабатывает рекомендации по планам парковочной политики, а также рассматривает эффекты ее реализации в ежегодных отчетах.
Мнение жителей при введении платной парковки спрашивают в Вене, Страсбурге, Генте и многих других городах мира.
В Швейцарском Берне решение об ограничительных мерах в сфере регулирования парковок и вовсе принималось по итогам референдума.