Проблема пьянства за рулем обсуждалась на представительном совещании у министра открытого правительства Михаила Абызова. С докладами по этой теме выступили представители ГИБДД, Генпрокуратуры, Минздрава и эксперты государственных и частных организаций. На повестке были пути реализации пунктов плана по снижению смертности от ДТП, разработанного правительством.
Одной из наиболее обсуждаемых тем стал подготовленный Минздравом проект федерального закона, предусматривающий возможность направлять на лечение водителей, лишенных прав за вождение в пьяном виде.
Представитель ведомства Татьяна Басманова уточнила, что соответствующий проект поправок в КоАП и УК уже готов и был направлен в Минюст и Минфин и должен пройти дополнительное согласование с МВД и Верховным судом.
Отказавшихся от медосвидетельствования водителей отправят на реабилитацию вместе с пьяными
По мнению некоторых участников заседания, эту норму следует распространить и на водителей, отказавшихся от медицинского освидетельствования.
По статистике, пройти проверку на опьянение отказываются около трети водителей, подозреваемых в вождении в нетрезвом виде. Только за пошлый год зафиксировано более 300 тыс. отказов.
«Отказ от освидетельствования нужно приравнивать к алкогольному опьянению и необходимо унифицировать подход в части обязательных процедур, связанных с дальнейшим медицинским обследованием и принудительной реабилитацией, — заявил Абызов. — Члены экспертного совета при правительстве с вашей поддержкой должны изучить этот вопрос и за короткий период проанализировать такой алгоритм.
Люди, отказавшиеся от освидетельствования, как правило, не просто так это делают — им есть что скрывать. Поэтому они с точки зрения имиджа должны страдать не меньше, чем люди, у которых состояние алкогольного опьянения было доказано».
Эту идею поддержал представитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД Александр Быков. Однако сразу несколько участников встречи отметили: несмотря на то что пьяные водители и «отказники» сегодня уже приравнены с точки зрения административной и уголовной ответственности,
отправлять на профилактику людей, которых формально не уличили в вождении в нетрезвом виде, на законных основаниях будет непросто.
Водителей хотят «продувать» по упрощенной схеме
В своем докладе представитель ГУОБДД Александр Быков рассказал о подготовленном предложении предоставить сотрудникам полиции право «продувать» водителей на состояние опьянения во время спецмероприятий в упрощенном порядке — без протоколов, понятых и видеозаписей.
«Инспектор — не врач, поэтому в медицинских признаках, например в причинах покраснения лица, ему сложно разобраться,
— пояснил Быков. — Поэтому нужно разрешить проверять водителей на сам факт содержания паров спирта в выдыхаемом воздухе. Прибор просто будет показывать, есть они там или нет. Это и будет являться самым верным признаком опьянения. Уже после такой простой процедуры можно будет отправлять водителя в диспансер для обычного анализа. Такие полномочия позволят сократить время на определение трезвости гражданина и в результате проверять большее число водителей».
Минздрав поможет ГИБДД в выявлении больных алкоголизмом и наркоманией
Кроме того, на совещании была поднята тема взаимодействия ГИБДД и Минздрава в контексте предоставления информации о водителях, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.
Представитель Генпрокуратуры Александр Русецкий отметил, что Минздрав до сих пор не создал базу данных, в которой отражалась бы информация о таких медицинских противопоказаниях граждан к управлению транспортными средствами. По мнению Русецкого, эта информация должна быть в свободном доступе у ГИБДД.
«Сегодня прокуратура сама выявляет больных алкоголизмом водителей, запрашивая эти данные у наркологических диспансеров», — говорит представитель надзорного ведомства. По его словам, эта разобщенность между двумя ведомствами приводит к тому, что число допущенных к управлению транспортными средствами граждан, страдающих такими заболеваниями, не сокращается.
«Мы постоянно выявляем случаи формального подхода к выдаче водителям медицинских разрешений, случаи, когда допуск к управлению транспортным средством получают по подложным медицинским документам.
В результате этой работы за последние три года суды лишили прав свыше 50 тыс. больных водителей, — рассказал Русецкий. — Правительство должно вмешаться, чтобы решить проблему путем создания единой базы».
Представитель департамента здравоохранения Москвы Сергей Копоров в ходе дискуссии на эту тему отметил, что проблема кроется не столько в сложности создания базы, а в отсутствии методики определения того, годен ли гражданин для управления транспортным средством или нет.
Стоит отметить, что, как писала «Газета.Ru», проект федерального закона, предусматривающего в том числе появление такой базы данных, был разработан МВД и уже находится на стадии принятия.
По основным замечаниям, высказанным на заседании, последуют дополнительные совещания с экспертами и представителями заинтересованных ведомств. Результаты этой работы будут вынесены на заседание правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.