«Я остаюсь один на один с навязанной услугой»

Личный опыт читателя: как точечная платная парковка фактически лишит его возможности владеть автомобилем

Сергей Гусаров
Instagram
Читатель «Газеты.Ru» и коренной москвич из СВАО рассказывает, как с 10 октября точечная платная парковка фактически вынуждает его отказаться от автомобиля, на котором он никогда не ездил на работу, но в таком мегаполисе, как Москва, пользовался им при необходимости. «Теперь я остаюсь один на один с навязанной и весьма дорогостоящей услугой, которую мне предлагают под видом некоего блага и без каких-либо альтернатив», — пишет Сергей Гусаров. «Газета.Ru» публикует его историю, а также комментарий департамента транспорта.

Когда я увидел в СМИ летнюю «утечку» о грядущем запрете парковки на ряде улиц на севере Москвы, то сразу подумал о том, что это знаковая новость — кто-то прощупывает почву для масштабных изменений в транспортной сфере.

«Утечка» оказалась вполне себе достоверной информацией. Тогда я осознал, что даже до меня — жителя тихой и непроездной Большой Марьинской улицы, расположенной неподалеку за ТТК, — дотянется рука оптимизаторов парковочного пространства. Действительно, продолжение опубликовали почти сразу — вслед за запретом ставить машины на моей улице на соседних адресах будет введена платная парковка. По многим другим адресам, пока еще не заявленным в списках, также появились пока закрытые знаки с литерой «P» и монетками.

Мне много пришлось слышать об этом явлении, и я всегда относился к нему неоднозначно. С одной стороны, гигантский мегаполис не может жить вовсе без платной парковки, но с другой — в Москве концепция хранения машин на обычных улицах за деньги получилась попросту сырой. Вопросы вызывает почти все: процесс оплаты, подход властей к выбору улиц, контакт с общественностью, выдача резидентных разрешений и многое другое.

Проблема получения разрешения — особенная.

Для удачного решения этого вопроса в вашу пользу должны сыграть сразу несколько факторов. Лучше всего, если вы собственник квартиры и автомобиля, на который требуется разрешение. Все остальные сценарии подразумевают довольно продолжительный сбор документов для подачи заявки, которую могут отклонить.

Что касается меня, то, узнав о перспективе введения платной парковки в моем районе, я не стал огорчаться — получу разрешение и буду ставить свою машину, подумаешь. Начал собирать документы. Для этого пришлось искать время не только в своем рабочем графике, но и в дневном распорядке собственника жилья, который приходится мне ближайшим родственником. В случае коммерческой аренды квартиры, есть подозрение, не каждый владелец проявит такое же понимание.

В процессе выяснилось, что документы можно было не собирать: я наивно представил себе рациональный сценарий и предположил, что жильцу зоны платной парковки разрешение положено по умолчанию. Это совсем не так.

Для получения заветного документа именно та часть улицы, на которой вы живете, должна войти в список парковок.

В моем случае речь шла о полном запрете ставить автомобиль на Большой Марьинской и введении платной парковки на дублере проспекта Мира и улице Годовикова. Примечательно, что на последней из двух упомянутых улиц платным пока заявлен только участок от Звездного бульвара до пересечения с улицей Бочкова, но разметка и пока закрытые знаки появились по всей длине улицы вплоть до Мурманского проезда. Можно предположить, что это подготовка ко второму расширению платной парковки в декабре.

К слову, чаще всего я храню машину именно на дублере проспекта Мира и улице Годовикова. В непосредственной близости от моего дома мест обычно нет: подъезды выходят на проезжую часть улицы, а пространства во дворах совсем мало. Но меня не смущает перспектива пятиминутной прогулки до дома.

Получается, что я остаюсь один на один с навязанной и весьма дорогостоящей услугой, которую мне предлагают под видом некоего блага и без каких-либо альтернатив.

Вариантов у меня остается три: продать машину и полностью пересесть на общественный транспорт, биться с соседями за несколько оставшихся после запрета бесплатных мест либо купить абонемент на стоянку.

О ценообразовании на абонементы также стоит упомянуть отдельно. Стоимость документа похожа на заградительную пошлину.

За пределами ТТК речь идет о «демократичных» по сравнению с ЦАО 80 тыс. руб. в год. За сопоставимую сумму в год на любом агрегаторе объявлений можно найти машино-место на крытой или подземной стоянке с охраной и отоплением. В случае приобретения годичного абонемента на платную парковку вы не получите ничего из этого списка — вам даже никто не гарантирует наличия свободного места на одной из улиц рядом с вашим домом. Если бы абонемент стоил в два или три раза меньше нынешнего, то его покупку можно было бы рассматривать всерьез.

Цена годичного разрешения на «бесплатную» стоянку уже сейчас не сильно отстает от стоимости полиса ОСАГО на бюджетную машину. Кстати, особенно важно, чтобы этого не произошло незадолго до продления документа — с долгами пролонгировать его не получится. Оспаривайте штраф и храните машину где-то еще или смиренно заплатите, не вдаваясь в подробности.

В текущем варианте система платных парковок, как я ее увидел, даже не пытается быть похожей на меру повышения качества жизни москвичей. Ей будто это не нужно. Возможно, задачи у платной парковки другие.

Участники группы, обсуждающей проблему расширения платной парковки в соцсетях, приводят интересную аналогию. Представьте себе, что завтра лифт в вашем доме станет платным, как вы к этому отнесетесь?

Автор этих строк — не сторонник езды на автомобиле по любому пустяковому поводу. В повседневной жизни я пользуюсь общественным транспортом и по-прежнему считаю, что это наиболее верный способ добраться в нужное время из точки А в точку Б в пределах Москвы.

Но жизнь без машины в таком мегаполисе, как Москва, я тоже представить не могу. Общественный транспорт пока эффективен только для одиночных перемещений по городу. Даже если не рассматривать вопросы статуса, так важные для жителей столицы, то выяснится, что

бытовые проблемы современных москвичей, особенно семейных, метро и троллейбус должным образом решить не могут.

«Газета.Ru» обратилась в департамент транспорта с просьбой прокомментировать ситуацию, которая сложилась в районе улицы Большая Марьинская. Ответ публикуем полностью.
Платная парковка c 10 октября вводится точечно и только на участках улиц вблизи объектов наибольшего притяжения автомобилистов — торговых и бизнес-центров, офисных зданий, станций метро и железной дороги. При этом территория жилой застройки и дворов не затрагивается.

Напомним, что жители улиц или участков улиц, на которых введена плата за парковку, могут оформить льготное разрешение и парковаться без почасовой оплаты на территории всего района.

В случае если у жителей домов возникают проблемы с паркованием вблизи своих домов по причине заполненности парковочных мест, они сами могут выйти с инициативой о введении платной парковки на департамент — как коллективно, так и в частном порядке. Все такие обращения детально рассматриваются департаментом, проводится дополнительный анализ, и в итоге может быть принято соответствующее решение.

Что касается Большой Марьинской улицы, то на ней ситуация с организацией парковки очень сложная, так как она с двух сторон является тупиковой, а ее ширина (около 7 м) не позволяет, согласно ГОСТ и СНИП, разместить здесь парковочные места. Решением данной проблемы может стать установка табличек времени действия знаков (например, запрет на парковку только в дневное время — с 8.00 до 20.00). Мы готовы обсуждать этот вопрос с местными жителями и рассмотреть возможность установки таких знаков.

Улица Годовикова входит в зону платной парковки частично (от пересечения со Звездным бульваром до пересечения с улицей Бочкова), таким образом, места на оставшейся части дороги будут бесплатными.