Автопредприятия сокращают персонал

Как автомобильная отрасль в России переживает кризис

Алина Распопова
Денис Вышинский/ТАСС
Кризис в автомобильной отрасли, резкое снижение объемов продаж и, как следствие, сокращение рабочих мест все чаще вынуждает сотрудников заводов отстаивать свои права. Члены профсоюзов в голос утверждают, что только сообща можно добиться признания своих требований. Однако волны массовых сокращений, скорее всего, не избежать. «Газета.Ru» разбиралась, как российские автопредприятия переживают экономический кризис.

Количество занятых в автомобильной отрасли сотрудников ощутимо сокращается. За последний год их число снизилось уже на 10%. В мае 2014-го года на автопредприятиях трудилось 205 134 человека, то год спустя – на 10,5% меньше (183 534). Таким образом, работы лишились 21,6 тысяч человек. Такие данные приводит компания «АСМ-холдинг», специализирующаяся на аналитике в автомобильном машиностроении. Эксперты «Газеты.Ru» уверены, что далеко не все автопредприятия оптимизировали свой штат и сокращения продолжатся и в следующем году. В разгар экономического кризиса, который особенно остро чувствуется в автомобильной промышленности, «Газета.Ru» разбиралась, какая обстановка сейчас на российских автопредприятиях.

Рабочие «АвтоВАЗа» грозят забастовками

На сложную экономическую ситуацию стал реагировать и отечественный автогигант. Очередной митинг против сокращений и за повышение зарплат в конце сентября провел независимый профсоюз работников «АвтоВАЗа». Собрав, по разным данным, от 700 до 1,5 тыс. человек, он стал одним из самых крупных за последнее время.

Как заявил «Газете.Ru» председатель профкома межрегиональной профсоюзной ассоциации по Самарской области Петр Золотарев, в случае если руководство предприятия откажется сесть за стол переговоров, профсоюз приступит к решительным мерам.

В профсоюзе утверждают: несмотря на то что глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон пообещал не увольнять рядовых рабочих в 2015 году, численность персонала все равно сокращается, только другими способами.

«Сокращения существуют, просто оформляются они иным образом, — говорит Золотарев. – Мы выставили «АвтоВАЗу» требования принять участие в переговорах. Дополнительно мы просим не привлекать работников на аутсорсинг, то есть не задействовать сторонних специалистов, сократить расходы на административный персонал — их зарплату и бонусы. Если через неделю они откажутся вести переговоры, мы начнем коллективно-трудовой спор. Для этого нам нужно будет собрать подписи 50% сотрудников. Также в дальнейшем мы можем начать забастовку».

Семь тысяч рабочих могут попасть под сокращения

Между тем в официальном профсоюзе самого «АвтоВАЗа» отмечают, что пока говорить о возможных сокращениях в будущем году рано, поскольку на предприятии не утверждены график и объемы производства. Однако уже сейчас, по словам председателя профкома «АвтоВАЗа» Сергея Зайцева, настроения на предприятии довольно тревожные.

«В этом году новых сокращений, кроме уже согласованных, не будет, — говорит Зайцев. — Что касается пикетов, то мы в них участия не принимали, и проходили они в кооперации с коммунистами (на митинге действительно была символика КПРФ. — «Газета.Ru»).

Но нас настораживает, что по 2016 году администрация уже не берет на себя никаких обязательств по сохранению численности персонала, как это было в 2015 году. Гарантий никаких нет.

Пока у нас нет отправных данных, мы не знаем, каковы будут объемы производства в 2016 году. Поэтому рано говорить о сокращениях. Конечно, обстановка на заводе напряженная. Говорят, что будут увольнения. Мы понимаем, что ситуация не улучшится и на российском авторынке объемы продаж не вырастут. Мы уже ставили этот вопрос перед правительством Самарской области в середине сентября.

Руководство области понимает ситуацию и признает, что, скорее всего, количество персонала на «АвтоВАЗе» будет снижено. Главное, чтобы это было сделано плавно и согласованно».

По оценкам Золотарева, из работающих на «АвтоВАЗе» 49 тыс. человек под сокращения могут попасть 7000 сотрудников, не задействованных в производстве машин.

«В случае будущих сокращений именно они могут первыми попасть под удар», — считает он.

Как проходили тяжбы с Opel

Примером для участников отрасли стала ситуация с закрытием завода General Motors в Санкт-Петербурге, где многим рабочим удалось отстоять свои права при массовом сокращении. После того как компания GM решила уйти с российского рынка, 31 июля этого года завод официально был закрыт. Для урегулирования отношений с сотрудниками каждому из них была предложена выплата в размере семи минимальных окладов труда.

Изначально на предприятии работало порядка 2,7 тыс. человек, но в разгар кризиса после массовых сокращений там оставалось не более 1,2 тыс. При этом часть сотрудников отказалась увольняться по соглашению сторон и потребовала выплаты как минимум 12 окладов. После нескольких пикетов и широкого общественного резонанса компания пошла им навстречу. При этом, по словам члена совета Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Петра Пренева, сотрудники с менее выраженной гражданской позицией получили минимальные возмещения.

«Завод Opel был закрыт с соблюдением Трудового кодекса, всех сотрудников сократили, — рассказал Пренев «Газете.Ru». — Но весь этот процесс стал для нас негативным опытом.

Часть работников, которая изначально была не согласна с предложенными GM условиями, все-таки смогла получить 12 единовременных окладов.

С другими же договаривались по-разному, кому-то заплатили семь, кому-то — другую сумму. Но мы хотели избежать избирательности. Чтобы все получили равные суммы, для того чтобы без экстренной спешки искать новую работу. Ведь сейчас в Санкт-Петербурге невозможно быстро найти место, где можно рассчитывать на такую же среднюю зарплату в 35–40 тыс. руб. Но американское руководство погасило волну недовольства, а дальше действовало избирательно».

Пренев считает, что добиться достойной компенсации рабочие смогли благодаря активной гражданской позиции.

«Опыт GM — звоночек для всех занятых в автомобильной отрасли, — говорит Пренев «Газете.Ru». — в Трудовом кодексе необходимо прописывать более жесткие требования в случае сокращения сотрудников. До этих пор принципы социального партнерства автоконцерны смогут по-прежнему толковать в пользу снижения своих издержек. Глядя на этот опыт, другие предприятия также набираются смелости и начинают бороться за свои права. Так, в понедельник, после массовых пикетов, рабочим компании «ОмскТрансМаш» удалось добиться отмены сокращения 400 сотрудников из 2000».

Nissan и Ford поднимают зарплату, но с премиями сложнее

Между тем, по информации МПРА, на заводах Nissan и Ford сокращений пока не планируется. Кроме того, сотрудникам не намного, но все-таки подняли заработную плату.

«У Nissan пока все хорошо, — рассказал Пренев. — Завод работает по полной программе, сотрудники заняты полный рабочий день. Предприятие планирует свою работу и варьирует занятость персонала с минимальными потерями — всего здесь трудится более тысячи человек. Завод Ford тоже работает, здесь трудится около тысячи сотрудников. Предприятие работает в одну смену, четыре дня в неделю. Летом на Ford подняли заработную плату примерно на 5%, а на Nissan — 7%. Однако практически пропала возможность поработать сверхурочно и заработать премию».

Завод ПCMA в Калуге: только срочные договоры

На заводе Peugeot Citroen Mitsubishi в Калуге продолжается конфликт между руководством и сотрудниками завода, которые были приняты на работу по срочным договорам. Отметим, что в настоящее время, по разным оценкам, на заводе трудится не более 2 тыс. человек. Средняя зарплата составляет 20–25 тыс. руб. Предприятие работает в две смены, и если до недавнего времени преимущественно там собирали внедорожники Mitsubishi, то сейчас, по словам сотрудников предприятия, увеличилась сборка машин C-сегмента французских брендов.

Ранее «Газета.Ru» уже писала, что из-за спада производства Peugeot-Citroen в Калуге может уволить без выплаты компенсаций до 40% работников — порядка 600 человек.

Как сообщил «Газете.Ru» руководитель ячейки МПРА Дмитрий Трудовой, в настоящее время сокращено уже более 110 человек, работающих по срочным договорам, и этот процесс продолжается.

«Руководство завода избрало тактику игнорирования законодательства, — утверждает Трудовой. — Ведь срочные контракты можно заключать только в указанных в Трудовом кодексе случаях, и постоянная работа на заводе к ним никак не относятся. Сейчас они выкидывают с завода тех людей, которые уже по 2–3 раза продлевали свои контракты, и набирают новых. Сейчас они уже набрали 60 новых «срочников». Ведь для тех, у кого было продление, есть полная гарантия восстановления. Мы уже выиграли порядка 30 судов. Решение в нашу пользу — двух типов. В первом – суд признает факт незаконного заключения срочного контракта. Тогда сотрудника восстанавливают, выплачивают ему сумму, которую он должен был заработать за то время, пока шел суд, плюс компенсацию морального труда. Второй вариант — это когда человека еще не уволили, тогда суд обязывает заключить с таковыми стандартные договоры. При этом восстановленным в должности сотрудникам руководство завода сразу же предлагается уволиться за пять окладов».

Трудовой уверен, что в следующем году сокращения персонала продолжатся, но надеется на рост производства благодаря экспорту продукции.

«Мы ждем, что будет сокращаться заработная плата, — отмечает Трудовой. — Противостоять этому помогут только жесткие и сплоченные коллективные действия сотрудников. Работники — главные на производстве, и забастовка — очень эффективный метод. Пикетами и митингами никого не испугать, если это происходит в нерабочее время».

«Газета.Ru» обратилась за комментариями к руководству ПCMA Рус, где обвинения профсоюза отвергли.

«Приведенные в СМИ цифры были неверными, — заявили в ПCMA Рус. — В соответствии с российским законодательством, завод имеет возможность предложить сотруднику работу на постоянной или временной основе в зависимости от производственной необходимости. Подписывая временное трудовое соглашение, сотрудник соглашается выполнять предусмотренные договором обязанности в течение ограниченного периода времени, определенного сроком действия договора».

Кроме того, в ПCMA Рус отметили, что режим работы завода и структура штата продиктованы спросом на продукцию и зависят от ситуации на автомобильном рынке.

«Автотор»: сокращения — только летом

На российском автосборочном заводе «Автотор» в Калининграде «Газету.Ru» заверили, что в текущем году новых сокращений не предвидится. При этом предприятие ищет новых партнеров для осуществления сборки после того, как GM сократил в России свое присутствие. В настоящее время здесь работает порядка 2,5 тыс. человек.

«В связи с требуемой оптимизацией численности «Автотор» вынужден был пойти на сокращение 500 сотрудников, — отметили в пресс-службе предприятия.

— До конца года новых сокращений не планируется. В дальнейшем все будет зависеть от производственных планов, которые формируются в согласовании с партнерами. Мощности предприятия рассчитаны на выпуск до 250 тыс. автомобилей в год, при этом в связи с завершением проекта GM из них высвободилось мощности, рассчитанные на выпуск 130 тыс. автомобилей. На сегодняшний день они заморожены, ведутся переговоры с партнерами. На сегодняшний день «Автотор» производит легковые автомобили BMW, Kia, Hyundai, а также коммерческие автомобили Hyundai и TATA Daewoo. В режиме пилотного производства выпускаются грузовые автомобили Ford».

Sollers: план — избежать сокращений

В компании Sollers рассказали, что в планах компании стоит сохранение штата сотрудников.

«В настоящее время у Sollers две площадки — это УАЗ и производственная площадка на Дальнем Востоке, — пояснили в пресс-службе компании. — Что качается Ульяновска, то предприятие там показывает неплохие результаты по продажам, завод стабильно работает, все сотрудники сохранены. На той же промышленной площадке расположено наше СП SollersIZUZU, которое собирает японские грузовики, — на нем тоже все достаточно стабильно. На Дальнем Востоке у нас три проекта. Первый — это лицензионная сборка корейских внедорожников SsangYong.

Сейчас сборка временно приостановлена, поскольку у компании есть стоки продукции. Но сейчас мы точно можем сказать, что в ближайшее время поставки машино-комплектов будут возобновлены.

Помимо этого, у нас работало два совместных предприятия. Одно из них занималось сборкой автомобилей Toyota, но японцы решили прекратить это производство. На втором ведется сборка машин Mazda. В 2017 году также запускается строительство завода по производству двигателей Mazda. Всех наших сотрудников мы сохранили, часть из них находится в оплачиваемом отпуске. И наша цель — сохранить полностью наш персонал».

Мнение эксперта: кто не успел, будет сокращать персонал

Генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков прогнозирует, что уровень продаж и производства 2016 года сохранится на уровне текущего года. При этом часть автопредприятий еще не успела оптимизировать количество своих сотрудников под новые условия рынка.

«Поэтому можно сказать, что волна сокращений прокатится по компаниям и в следующем году, — сказал Целиков «Газете.Ru». – Они будет не такие массовые, как в текущем году, но на 10–20% — это точно.

Что касается конкретных компаний, то, к примеру на «АвтоВАЗе» самая сложная ситуация с той ниткой конвейера, где собирали Lada Priora. Сейчас она временно остановлена, и ситуация с ней, а соответственно — и с занятыми на ней людьми, пока непонятная. То ли ее вовсе закроют, то ли будут собирать что-то другое. Но инвестиций под нее точно не планируется. Если говорить о заводе Sollers в Ульяновске, то они пережили кризис лучше всего, и производство и продажи идут в плюс. На Дальнем Востоке ситуация сложнее, но и персонала там занято не так много».