Вслед за грандиозным скандалом с дизельными двигателями, разгоревшимся вокруг немецкого концерна Volkswagen, по компании прокатился ряд громких увольнений и назначений. После того как генеральный директор Volkswagen Мартин Винтеркорн в среду заявил об отставке, его место оказались не прочь занять сразу три топ-менеджера мирового уровня: глава Porsche Маттиас Мюллер, бывший топ-менеджер BMW Герберт Дисс и Руперт Штадлер, возглавляющий бренд Audi. Официально кандидатуру нового главного исполнительного директора концерна должны были объявить только в пятницу.
Однако, по данным The Independent, новым главой Volkswagen уже назначен генеральный директор Porsche Маттиас Мюллер.
Сам Винтеркорн, по данным Automobile News, может рассчитывать на выплату существенного вознаграждения за годы успешной работы. Так, возглавляя концерн с 2007 года, 68-летний управленец получит пенсионные накопления в размере €28,6 млн ($32 млн). Кроме того, в качестве компенсации главе компании достанутся два годовых оклада. В «пенсионный пакет» Винтеркорна входит право бесплатного пользования автомобилем концерна в течение нескольких лет, пока ему выплачивается вознаграждение.
Дополнительно Винтеркорн может получить компенсацию за досрочное расторжение контракта с компанией в размере до €60 млн.
Окончательная сумма компенсации будет зависеть от того, как руководство крупнейшего автопроизводителя мира оценит роль топ-менеджера в разразившемся скандале. Накануне в своем заявлении президиум наблюдательного совета концерна подчеркнул, что Винтеркорн «не знал о манипулировании данными о выбросах». Стоит отметить, что глава Volkswagen в прошлом году стал вторым по заработкам гендиректором в Германии, получив в общей сложности в виде различных выплат €16,6 млн от самого Volkswagen и мажоритарного акционера Porsche SE.
Увольнения продолжатся
Можно с уверенностью сказать, что в Volkswagen в ближайшее время появится много новых управленцев. Дело в том, что, по словам министра экономики земли Нижняя Саксония (крупнейший акционер Volkswagen с 20% голосующих акций) Олафа Лиса, компанию вскоре могут покинуть другие руководители, поскольку проверки только начинаются. В подтверждение его слов можно привести информацию издания MarketWatch, которое сообщило о трех запланированных крупных увольнениях в Volkswagen Group. Уже в пятницу концерн может объявить об отставке главы американского подразделения Майкла Хорна, где и разразился сам скандал, а также руководителей научно-исследовательских отделов подразделений Audi и Porsche Ульриха Хакенберга и Вольфганга Хатца.
Будут ли отзывать автомобили Volkswagen в России?
В России продажи автомобилей с дизельными двигателями невелики. Большинство производителей, включая VW, не поставляют эти версии на российский рынок, объясняя это низким спросом и неудовлетворительным качеством дизельного топлива. Поэтому скандал вряд ли сильно затронет российских клиентов компании.
Тем не менее Росстандарт уже направил соответствующий запрос в российское представительство VW.
Представитель «Фольксваген Груп Рус» подтвердил факт получения компанией запроса, однако отметил, что по российскому рынку данных пока нет. Всю информацию по российскому рынку должна будет представить штаб-квартира компании.
Какие убытки понесет марка?
Ранее Volkswagen сообщил, что программное обеспечение, которое определяет, что машина работает в тестовом режиме, и переводит двигатель на максимально экологичные параметры работы, установлено на 11 млн автомобилей по всему миру. В том числе на 483 тыс. машин в США. Число таких автомобилей, проданных на европейском авторынке, пока неизвестно. На устранение нарушений и покрытие издержек только на самое ближайшее время компания уже зарезервировала €6,5 млрд. Впрочем, этих денег, скорее всего, окажется недостаточно. Только за нарушение американских экологических законов автоконцерну грозит немыслимый штраф в размере $18 млрд в США. Это немногим меньше, чем прибыль концерна за последние два года.
Не исключается и вероятность уголовного преследования и многочисленных исков от обманутых американцев, купивших дизельные модели из-за их заявленной экологичности.
Собственные расследования в отношении компании проводят регуляторы Германии, Франции, Италии, Южной Кореи, Австралии и Японии. Аналитики отмечают, что пока невозможно прогнозировать потенциальные убытки Volkswagen, а также то, как долго продлятся судебные разбирательства. Однако уже сейчас понятно, что финансовые потери немецкой автомобильной империи будут колоссальны. Акции автоконцерна продолжают стремительно дешеветь и уже рухнули в цене на 35%, до минимума с 2011 года. Международное рейтинговое агентство Fitch уже поместило кредитные рейтинги компании, находящиеся на уровне A, в список на пересмотр с возможностью снижения.
Конкуренты открещиваются
Аналитики полагают, что массовые проверки теперь могут коснуться и других автопроизводителей. В частности, ранее к этому призывал министр финансов Франции Мишель Сапен.
В ответ на это многие автокомпании ЕС уже выступили с заявлениями, что они не нарушали правил тестирования автомобилей на выхлопы.
Одной из таких компаний стала Ford Motor Company. «Компания не применяет какие-либо «обманные устройства» и не пытается ввести в заблуждение общественность, контролирующие органы и инвесторов. Наши двигатели и автомобили, удостоенные множества наград, в полной мере соответствуют всем действующим в Европе правилам и нормативам в области контроля вредных выбросов, — говорится в официальном заявлении компании, поступившем в «Газету.Ru». — Между тем мы полностью согласны с тем, что экологические стандарты должны формироваться на основе учета близких к реальности практик и условий вождения, которых придерживаются обычные потребители при эксплуатации автомобилей. Именно поэтому мы выступаем в поддержку внедрения «Реалистичных европейских экологических нормативов» (European Real Driving Emissions), которые должны вступить в силу на территории Европы в рамках внедрения стандартов «Евро 6».
Тем временем журнал Autobild сообщил, что во время проверки на дороге автомобиля другого германского автопроизводителя, BMW AG, был зафиксирован уровень выбросов вредных веществ в 11 раз выше предельно допустимой нормы в ЕС (стандарт «евро-6»).
Нарушение зафиксировано у внедорожника X3, проверку проводил Международный совет по экологически чистому транспорту (ICCT). Представители BMW заявили, что не знают об испытаниях, о которых сообщил Autobild, и что выхлопная система BMW одинаково реагирует на лабораторные и дорожные испытания. Однако, несмотря на такие заверения, акции BMW в ходе торгов в четверг подешевели на 7,5%.
Напомним, что ранее внушительного размера штрафы получили еще два крупнейших автопроизводителя. Так, в прошлом году компанию Toyota власти США обязали выплатить в пользу государства €1,2 млрд в обмен на прекращение расследования дела о сокрытии информации о бракованных ковриках и педалях акселератора.
На прошлой неделе стало известно о том, что концерн General Motors должен выплатить правительству США $900 млн за сокрытие информации о дефектах в замках зажигания, что привело к 124 смертельным случаям.