Как принимаются решения о расширении зон платной парковки

«Газета.Ru» разбиралась, как принимаются решения о точечном введении платной парковки в Москве

Владимир Литвинов
Михаил Джапаридзе/ТАСС
Зона платных парковок в Москве с 10 октября впервые выйдет за пределы Третьего кольца. По заверениям властей, расширение точечное, исключительно в проблемных местах и согласовывалось с москвичами и депутатами. Инициатива тем не менее вызывает неоднозначную реакцию москвичей, которые считают, что их мнение не учитывают. В нескольких районах столицы планируются акции протеста. «Газета.Ru» разбиралась, почему вокруг решений о введении платной парковки ломается столько копий.

Впервые в Москве платная парковка внедряется не по зональному принципу, а точечно — вблизи объектов притяжения автомобилистов. Первый этап расширения стартует 10 октября — с этого дня платная парковка появится на 95 улицах за пределами Третьего кольца. В департаменте транспорта Москвы считают, что эта мера позволит улучшить дорожную ситуацию в районах: снизить уровень загруженности парковочных мест и количество нарушений правил стоянки и остановки, увеличить пропускную способность улиц и даже снизить аварийность. По такому же принципу парковка будет расширяться и в дальнейшем — об очередном этапе, который намечен на декабрь, в четверг напомнил мэр Москвы Сергей Собянин.

«Расширение затронет всего 2,95% от общего парковочного пространства Москвы, при этом оно будет именно точечным, — пояснили «Газете.Ru» в департаменте транспорта Москвы. — Платная парковка вводится возле мест наибольшего сосредоточения автомобилей и там, где спрос на парковку крайне велик — это места возле крупных торговых и бизнес-центров, офисных зданий, станций метро и железнодорожных платформ, а также прилегающие к ним улицы.

Точечные участки для ввода парковки выбраны таким образом, чтобы на соседние улицы не создавалась нагрузка и не происходило увеличение трафика. На соседних участках будет усилено администрирование правил парковки, чтобы избежать нарушений. При необходимости пройдет корректировка организации дорожного движения, чтобы соседние участки не были загружены».

Очередное расширение платных парковок в департаменте транспорта называют «совместным решением, выработанным в том числе и при поддержке муниципальных депутатов».

«Прежде чем принять решение о том, какие улицы войдут в новую зону платной парковки, департамент транспорта в течение пяти месяцев изучал этот вопрос, взаимодействуя с муниципальными депутатами и местными жителями, — рассказали «Газете.Ru» в дептрансе. — Где-то на компромисс пошли горожане, где-то представители дептранса. Несмотря на то что юридической силы мнение горожан и муниципальных депутатов не имеет, их пожелания, предложения и замечания при принятии окончательного решения старались учитывать. Например, в районе Аэропорт в процессе обсуждений муниципальные депутаты попросили не включать в зону платной парковки улицу Усиевича, где находятся управы, рынок и большое количество зданий различных научно-исследовательских центров. Им пошли на уступку, и улица Усиевича в зону платной парковки не вошла».

Как выяснила «Газета.Ru», местные жители как минимум в нескольких районах Москвы выступали против введения платных парковок, но на решение о введении платной зоны это не повлияло.

Лефортово: споры вокруг «Серпа и Молота»
В районе Лефортово совет муниципальных депутатов 17 сентября проголосовал против введения платного режима стоянки в проезде Завода «Серп и Молот». Однако улица все равно была включена в список, опубликованный на сайте ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП).

«Муниципальные депутаты района Лефортово не высказывались против введения платных парковок в районе в целом, — говорят в дептрансе. — Однако они почему-то выступили против введения платной парковки на проезде Завода «Серп и Молот», где нет ни одного жилого дома, но при этом расположено множество бизнес-центров, офисных зданий и проезд постоянно заполнен машинами, большинство из которых припарковано с нарушением ПДД. В том же проезде расположено и здание аппарата совета депутатов муниципального округа Лефортово».

«Власти города не то что не согласились с нашим решением — они его даже не дождались, отчетливо дав понять, что им все равно, как к их предложению относятся жители и депутаты,

— прокомментировала, в свою очередь, «Газете.Ru» мундеп Лефортово Александра Андреева. — Не знаю, имеет ли решение совета депутатов по этому вопросу юридическую силу. Но точно могу сказать, что мы будем протестовать — устраивать митинги или акции. Возможно, также составим жалобу в прокуратуру».

В департаменте транспорта пояснили, что официальной информации о мнениях муниципальных депутатов района Лефортово насчет расширения зоны платной парковки к ним не поступало и их позиция не озвучивалась ни на одной из встреч в ведомстве, хотя такие встречи проводились и депутаты на них присутствовали.

Выхино-Жулебино: одни «за», другие «против»
Непростая ситуация складывается в Жулебино. Там вопрос о введении платных парковок сейчас обсуждается.

«На мой взгляд, платные парковки нам жизненно необходимы, — заявил «Газете.Ru» местный депутат и главный редактор газеты «Жулебинский бульвар» Валерий Катков. — Сейчас район превратился в отстойник транспорта для жителей Подмосковья. Я их прекрасно понимаю, им надо где-то парковать машину, но жители Жулебино, устраивавшие митинги за строительство метро, не должны испытывать из-за этого неудобств. У нас сейчас на улицах и проездах, примыкающих к метро, не то что проехать — пройти можно с трудом. Люди не могут даже остановиться где-то на минутку, потому что негде припарковаться. Если будет платная парковка, то такого беспредела не будет».

При этом Катков признает, что после введения платной парковки на прилегающих к метро улицах часть приезжих автомобилистов переместится на бесплатные участки вокруг них, создав, таким образом, неудобства уже другим жителям.

«Да, такое опасение есть. Но многие уже сейчас ставят во дворах шлагбаумы, это неплохой выход. В крайнем случае будем просить ЦОДД расставить знаки по-другому или расширить платную зону, чтобы не было таких проблем», — заявляет он.

Депутат признается, что на данный момент у жителей все равно нет понимания, почему надо голосовать за введение платной парковки, и связано это с недостатком правильного информирования.

«К сожалению, сейчас нет понимания, как относятся к этой идее сами жители, — констатирует он. — Скорее всего, настороженно. Но ведь и условия изменились. Когда люди узнают, что деньги от платной парковки сейчас остаются в районе (как пояснили в дептрансе, 20% от всей собранной суммы в этом году уходило в районы, остальные деньги шли на благоустройство улиц во всем городе. — «Газета.Ru»), то я уверен, что отношение к ним изменится, психологию людей надо менять. И тут, кстати, я вижу большую недоработку со стороны властей с точки зрения вот этой информационной политики. У нас даже депутаты не до конца понимают, что собой представляет эта платная парковка, какие есть льготы, чего уж говорить о простых жителях».

Катков считает, что именно по этой причине его коллеги-депутаты изначально неправильно восприняли идею расширения платных парковок и проголосовали против. Однако голосование было признано нелегитимным.

«Было голосование, где депутаты района проголосовали категорически против введения платной зоны. Но там была нарушена процедура, оно было признано нелегитимным и будет повторное голосование. Я приложу все усилия, чтобы убедить коллег в полезности этой идеи. Глупо отказываться от денег, мы же и бюджет района наполняем, и транспортную проблему решаем»,

— сказал «Газете.Ru» Катков.

В районах Аэропорт и Дорогомилово готовятся протестовать
«Депутаты выступили против появления у нас в районе платных парковок, — рассказал «Газете.Ru» муниципальный депутат района Аэропорт Антон Тарасов. — Голосования совета депутатов по конкретным адресам не проводилось. Подчеркну: никто официально не одобрял введение платной парковки. После того как дептрансом был опубликован приказ, я направил запрос заместителю руководителя ведомства Сергею Андрейкину. Из его ответа следует, что наше решение приняли во внимание, но сделали так, как посчитали нужным».

Тарасов также добавил, что в данный момент префектура согласовывает проведение митинга против платной парковки в районе на 500 человек.

В свою очередь в дептрансе заявляют, что муниципальные депутаты района Аэропорт в целом положительно оценивают перспективы введения платной парковки в районе.

«Но они считают, что нужно начать с двух-трех улиц, потому что такое количество участков войдет в зону платной парковки в соседних районах, — пояснили «Газете.Ru» в ведомстве. — Соответствующее обращение есть в департаменте транспорта. Однако дорожная ситуация в данном районе требует регулирования на большем количестве улиц в связи с наличием здесь значительного числа объектов притяжения автомобилистов».

В качестве примера в ведомстве привели ситуацию рядом с торговой галереей «Аэропорт». У торгового центра сейчас есть небольшая парковка, которая находится прямо на Ленинградском проспекте, и она не может вместить всех желающих. Еще одна парковка расположена за зданием торгового центра, но, как утверждают в дептрансе, водители предпочитают оставлять свои автомобили на улице, нежели заезжать на парковку галереи.

«Автовладельцам гораздо проще бросить свою машину на первом попавшемся свободном месте, чем искать капитальный паркинг. Спрос на парковку в этом месте очень велик, а мест хватает не всем. Сегодня у водителей даже нет возможности, чтобы просто остановиться и высадить пассажира у метро. В итоге хаотичная парковка на Ленинградском проспекте создает на данном участке пробку, машины просто мешают друг другу. Ввод платной парковки разгрузит данный участок, подобные нарушения будут исключены», — объяснили в ведомстве свое решение.

Если в некоторых районах взгляды мундепов по вопросу платных парковок расходились, то в Дорогомилово совет депутатов пришел к консолидированному мнению.

«Жители негативно относятся к платным парковкам, поэтому совет решил не поддерживать предложение чиновников, — рассказала «Газете.Ru» депутат района Дорогомилово Зоя Шаргатова. — Список улиц, где планируется ввести платную парковку, нам присылали из дептранса. Это даже не документ, а просто лист бумаги с перечнем адресов: не на фирменном бланке, без печатей и подписей».

В отличие от коллег из других округов депутаты Дорогомилово разобрались в том, какой юридический статус имеет их решение по парковкам.

«В наши полномочия входят вопросы согласования парковок и гаражей, но бесплатных, а вынесенные решения по платным парковкам юридически не имеют силы. Такое разъяснение нам дали представители дептранса»,

— говорит Шаргатова.

Жители района, по словам собеседницы, устраивают стихийные акции протеста.

«Активные граждане уже пытались недавно ворваться в здание управы и добиться ответов, на каких основаниях происходит расширение парковочной зоны»,

— говорит Шаргатова.

У дептранса на это все тот же аргумент: «Платная парковка вводится там, где имеющаяся стихийная провоцирует постоянные пробки или создает серьезный дефицит парковочных мест».

При этом, как поясняют в ведомстве, мнения жителей по вопросу расширения платной парковке в разных районах могут сильно различаться.

«Есть люди, которые понимают, как организованы транспортные потоки в Москве, и они по большей части воспринимают идею положительно, другие же оперируют только одной ассоциацией: платно — значит плохо, даже не пытаясь разобраться в сути вопроса», — пояснили в департаменте транспорта.

Замоскоречье: жители сами попросили платную парковку
Расширение платной парковки встречают в штыки не во всех районах Москвы. Муниципальный депутат района Замоскворечье Наталья Евлапова заверила «Газету.Ru», что просьбы от жителей ввести платную парковку в районе стали поступать сразу после старта взимания платы за стоянку внутри Садового кольца.

«Водители, которые не хотели оплачивать стоянку внутри Садового кольца, буквально оккупировали дворы и газоны местных жителей,

— говорит Евлапова. — Среди машин было не протолкнуться. Кроме того, некоторые водители бросали там автомобили уже с пятницы и на все выходные. Поэтому горожане очень жестко потребовали ввести платные парковки и у них — они направили заявления в муниципалитет, обращались к нам, муниципальным депутатам. Вторая причина того, что жители поддержали введение платных парковок, — эффект от их работы в городе в целом. Моментально расчистились тротуары, автомобилям стало удобнее проехать».

Депутат признает, что не все жители приветствовали появление платной стоянки на их улицах. По ее словам, главными причинами недовольства стали проблемы с оформлением резидентных разрешений и простое непонимание работы системы.

«Когда эксперимент по введению платных парковок только начинался, было много проблем, — говорит Евлапова. — Люди не знали, как все это работает, что куда подавать, какой список документов для оформления резидентного разрешения. Первые же нестыковки вызывали негодование. Поэтому растиражировался такой негатив. Сейчас резидентам-жителям стало очень удобно, но тогда мы даже представить себе не могли, что это действительно так. Сейчас отношение поменялось. Например, из-за уплотненной застройки у некоторых жилых зданий просто нет придомовой территории».

«Собираясь утром на работу, москвич должен понимать, что у него есть выбор»
Ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Екатерина Решетова считает, что точечная платная парковка нужна городу в местах притяжения трафика.

«Это, к примеру, автовокзалы, территория у станций метро «Речной вокзал», «Теплый Стан», «Юго-Западная», «Домодедовская», — говорит Решетова «Газете.Ru». — Там трафик просто необходимо регулировать с помощью оплаты. Заранее спрогнозировать, как отразится такая мера на интенсивности движения, практически невозможно. Нет такого правила: ввели платную парковку — и все поехало. Город будет смотреть, как меняется ситуация, где нужно еще добавить таких парковок, а где, наоборот, убрать.

Что касается негатива со стороны жителей, то всегда есть две стороны. Конечно, людям не нравится, когда есть проблемы, например, с оплатой. Кому-то невыгодно столько платить, кому-то неудобно. Жалобы вызывают и такие меры, как эвакуация автомобилей, которая стала применяться заметно чаще».

Эксперт «Газеты.Ru» обращает внимание, что эта мера должна не выживать автомобилистов из города, а давать выбор водителю. Например, ехать на машине на работу и заплатить или же сэкономить и поехать на общественном транспорте.

«Если парковка будет бесплатной, то ей все будут пользоваться. Если не будет контроля, то все будут нарушать. Собираясь утром на работу, человек должен понимать, что у него есть выбор. Заплатить за скорость и удобство и поехать на машине на работу или же понять, что ему это невыгодно, и воспользоваться общественным транспортом».