Выхлоп на весь мир

Глава Volkswagen Мартин Винтеркорн на этой неделе может лишиться своего поста

Анатолий Караваев
Гендиректор Volkswagen AG Мартин Винтеркорн (слева) и председатель наблюдательного совета Фердинанд Пиех Kai Pfaffenbach/Reuters
Один из крупнейших скандалов в истории мирового автопрома набирает обороты. Появились сообщения о предстоящей отставке главы концерна Volkswagen Мартина Винтеркорна. Возможный штраф в $18 млрд и огромные репутационные потери немецкого автопроизводителя заставили обратить внимание на ситуацию власти Германии и ЕС. Сам топ-менеджер уходить со своего поста не хочет. Его судьба должна решиться уже на этой неделе.

Разразившийся в конце прошлой недели скандал, связанный с обвинениями в адрес Volkswagen со стороны властей США, стремительно разрастается. Во вторник немецкий концерн признал, что программным обеспечением, которое намеренно искажает уровень выброса вредных веществ, по всему миру может быть оснащено около 11 млн автомобилей – именно столько машин с двухлитровым турбированным дизельным двигателем было продано за последние семь лет.

«Volkswagen работает над тем, чтобы прояснить ситуацию с нарушениями, связанными с программным обеспечением в машинах с дизельными двигателями», — заявляют в концерне. Чтобы покрыть расходы, которые неизбежно возникнут в связи с масштабной кампанией по проверке автомобилей, компания уже зарезервировала в третьем квартале дополнительные 6,5 млрд евро.

Небывалые проблемы автогиганта тут же отразились на биржевых индексах – акции Volkswagen в понедельник рухнули на фондовой бирже на 22%, а во вторник вслед за ним просели акции и ряда других мировых автопроизводителей, а также европейские и американские фондовые индексы в целом.

Напомним, что в минувшую пятницу в США начали расследование против концерна из-за программного обеспечения, занижающего реальные показатели выбросов CO2 дизельных турбированных двигателей объемом два литра. Речь идет о типах мотора EA189 – внедренного в 2009 году. Он имеет экологический класс «евро-5». Низкий уровень выбросов данных моторов компания использовала как главный аргумент в своей рекламной кампании в США. Власти страны уже обязали Volkswagen отозвать 482 тыс. легковых машин четырех моделей Volkswagen и одной модели Audi, проданных в стране в 2009–2015 годах.

За нарушение двух пунктов Закона о чистоте воздуха концерну грозит штраф до $37,5 тыс. за каждый проданный автомобиль. Таким образом, Агентство по охране окружающей среды США (EPA) может взыскать с компании примерно $18 млрд

– это немногим меньше прибыли Volkswagen за последние два года. При этом компании еще грозят санкции от минюста США, который ведет свое уголовное расследование.

Во вторник появилась информация о предстоящем уходе со своего поста главы автогиганта Мартина Винтеркорна. Немецкое издание Tagesspiegel со ссылкой на источники в наблюдательном совете концерна сообщило, что он покинет свой пост 25 сентября. Его пост должен занять президент компании Маттиас Мюллер. При этом действующий контракт Винтеркорна заканчивается в 2016 году – вначале президиум наблюдательного совета рекомендовал продлить его до 2018 года. В любом случае судьба Винтеркорна решится на этой неделе по итогам заседания наблюдательного совета в пятницу. В пресс-службе компании слухи о его уходе поспешили сразу же опровергнуть.

Ранее топ-менеджер уже выступил с покаянным заявлением по поводу сложившейся ситуации. «Я глубоко разочарован тем, что мы подорвали доверие наших клиентов и общественности. Мы сделаем все, что потребуется для компенсации причиненного нами ущерба», – заявил он.

Во вторник вечером Винтеркорн выступил с новым заявлением.

В своем видеообращении он заявил, что не собирается покидать свой пост. Глава концерна признал, что у него пока нет исчерпывающих ответов на многие вопросы, которые возникли в результате скандала, но заявил, что подобное больше никогда не должно повториться. При этом полное разъяснение предъявленных обвинений, по его словам, является главной задачей.

Винтеркорн отметил, что было бы неправильно, если из-за ошибок отдельных сотрудников пала бы тень на работу всего 600-тысячного коллектива сотрудников концерна. «Поэтому я прошу вас выказать мне доверие на нашем дальнейшем пути», — заявил Винтеркорн.

Стоит отметить, что 68-летний топ-менеджер занял пост главы концерна в 2007 году и с тех пор добился впечатляющих результатов.

Volkswagen при нем приобрел такие бренды, как Porsche, MAN, Scania, Ducati. Продажи автомобилей концерна выросли почти на 65%, а выручка увеличилась примерно на 90%. Количество сотрудников Volkswagen за эти годы почти удвоилось.

На неприятности концерна уже обратили внимание власти Германии. В четверг ситуацию обсудят в немецком парламенте. Канцлер Ангела Меркель заявила, что расследование экологических нарушений, допущенных Volkswagen, должно быть максимально прозрачным и происходить в сжатые сроки.
В свою очередь министр финансов Франции Мишель Сапен потребовал от Евросоюза провести собственное расследование ситуации. Свое разбирательство уже начала и Еврокомиссия, стремящаяся внедрять меры по снижению вредных выбросов от автомобилей в атмосферу.

Продажи дизельных машин в России, в том числе и моделей Volkswagen, традиционно невелики, поэтому скандал вряд ли сильно затронет российских клиентов компании. Ряд моделей, которые на европейских и американских рынках продаются преимущественно с дизельным мотором, на наш рынок даже не поставляется. Связано это как с низким качеством отечественного топлива, так и со слабым спросом — при относительно невысокой, по сравнению с Европой и США, стоимостью бензина вопросы экономичности для большинства россиян отступают на второй план.

Гендиректор радио «Страна» Игорь Моржаретто считает, что Винтеркорн вполне может быть смещен со своего поста. «В то же время вряд ли компанию заставят выплачивать штраф в том размере, о котором сейчас идет речь, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением эксперт. — Это приведет если не к банкротству компании, то как минимум к уходу с крупнейшего рынка.

Уверен, что никто не заинтересован в том, чтобы загонять Volkswagen в угол. Поэтому, я думаю, стороны будут договариваться и придут к каким-то адекватным суммам взысканий».

Собеседник не исключает того, что после резонансного скандала с Volkswagen прочие автопроизводители на других рынках также рискуют быть уличенными в похожих нарушениях. «В рекламных целях автопроизводители часто приводят некорректные данные о своей продукции, — отмечает эксперт. — После истории с немецким концерном вполне может начаться цепная реакция».