«Lexus любят в России благодаря США»

Кто в России покупает автомобили Lexus

Алина Распопова
Shutterstock
Россияне предпочитают покупать Lexus своим детям для поездок на учебу. Также серьезную часть его поклонников составляют женщины. Почему продажи марки растут даже в кризис и при каких условиях японский бренд готов построить завод в России — в интервью «Газете.Ru» рассказал вице-президент Lexus Europe Ален Уйтенховен.

— Ален, у вас русские корни, но в России вы пока проработали не так долго. Какие особенности нашей страны сразу бросились вам в глаза?

— Марка Lexus довольно быстро стала успешной в России в рамках нашего европейского подразделения. Во многом благодаря США. Это звучит немного странно, поэтому я попробую объяснить. Дело в том, что изначально бренд Lexus был представлен именно на американском рынке и дизайн автомобилей был разработан для американцев.

Между Америкой и Россией есть одно очень большое сходство — это огромные расстояния внутри страны.

У вас в стране очень много места. Первые автомобили, которые мы строили, были очень большими. Для Западной Европы они были даже слишком большими. У RX, у LX — подходящий размер и для России, и для США. Они органично смотрятся в больших пространствах. Там, где широкие дороги и улицы. А в Европе тот же LX выглядит просто как огромный автомобиль. Еще одна особенность заключается в том, что Россия никогда не была рынком дизельных моторов. Здесь предпочитают бензин. А Lexus всегда предпочитал развивать бензиновые версии.

Поэтому в России Lexus всегда было легче продвигать свою продукцию, чем в Западной Европе.

Еще интересен такой момент: NX был спроектирован именно для Западной Европы, но при этом он имел огромный успех и в России. Почти 50% всех продаж Lexus в России пришлись именно на эту модель.

— Кто ваши главные клиенты в России?

— Самое удивительное в российском рынке то, что наша аудитория, наши клиенты, на десять лет моложе, чем в Западной Европе. Если в Европе нашим клиентам в среднем 45 лет, то в России им 35–40. Экономика меняется и дает все больше шансов для молодых людей быстрее достигать определенного уровня достатка. Вторая особенность — у вас есть супербогатые люди. Они любят покупать Lexus своим детям.

Так, у нас много клиентов, которые покупают Lexus дочерям для поездок в университет.

В Западной Европе мы с таким никогда не сталкивались. И третий момент — в России высокий процент женщин, которые покупают Lexus.

— Каковы самые сильные стороны бренда Lexus, по сравнению с конкурентами?

— Если вы живете в стране, где зима очень холодная, а расстояния между городами огромны, то качество, надежность автомобиля гораздо более важны, нежели в таких городах, как Лондон или Париж.

Ведь там вам могут помочь в любом месте, где бы вы ни находились. Как-то я ехал в автомобиле вместе с одним моим российским коллегой. «Видишь эту дорогу? — сказал он мне. — Зимой, чтобы добраться сюда, понадобится не менее двух дней». То есть, чтобы дождаться помощи, если у вас что-то случилось, придется просидеть минимум двое суток в снегу. А еще здесь не ловят мобильные телефоны — замерзнуть шанс очень велик. Поэтому наши машины особенно привлекательны для тех стран, где климат слишком холодный или, напротив, слишком жаркий.

— Ваш бренд достаточно молод, ему всего 26 лет. В России же нередко автомобили покупают не только за их качества, но и за «крутость» марки. Как вы завоевываете таких клиентов?

— Мы не стараемся быть «крутым» брендом. Наша цель — быть прогрессивной маркой.

Наша история не в том, чтобы говорить: «У меня есть деньги, я зарабатываю больше, чем ты, и я должен это показать».

Lexus — это интеллект, возможность быть особенным. От прочих нас отличает особенный язык дизайна, ведь мы не пытаемся быть такими, как все. Кроме того, мы пытаемся предложить новые «фишки», которых нет у других. Комфорт, конечно, одна из них. Например, в RX есть такая функция, благодаря которой вы можете сесть утром в автомобиль, а температура в салоне и подогрева кресел будет такой, какую любите именно вы. И положение кресла будет именно таким, как вам удобно. Конечно же, для нас очень важна и безопасность. Вы знали о том, что больше всего заходов на сайт Euro NCAP в Европе (Европейский комитет по проведению независимых краш-тестов автомобилей. — «Газета.Ru») именно из России? Я думал, что это могут быть немцы, англичане, но интерес россиян стал для меня сюрпризом.

— В России продажи в автомобильном секторе заметно просели из-за кризиса. Однако премиум-сегмент удерживает свои позиции. К примеру, вам даже удается увеличить свои продажи. Получается, волноваться не о чем?

— Конечно, я не могу сказать, что мы совершенно спокойны. Но наше положение в сегменте растет благодаря модели NX. Да, рынок идет вниз, но в этом году у нас есть NX — это серьезное дополнение к нашему модельному ряду. Таких машин у нас раньше не было, спрос на нее растет. В следующем году у нас появится новый RX, и его продажи должны увеличиться в два раза по сравнению с текущим годом.

— Что нового появится в RX? Чем он будет лучше предшественника?

— Это будет совершенно новый автомобиль по своему стилю. К нему мы предложим новые улучшенные моторы. Самым интересным для российского рынка наверняка станет 2-литровый турбированный вариант с очень высокой производительностью. В целом был сделан большой шаг по сравнению с тем, что мы видим в прошлом поколении. Еще одна его особенность будет в том, что его будет намного приятнее водить. Если прошлая версия была больше о комфорте, то теперь мы сосредоточились на удовольствии от вождения. Я уверен, что людям понравится эта версия еще больше.

— Вы одна из немногих компаний, которые привозят в Россию гибридные автомобили. Но у нас они пока не пользуются такой популярностью в первую очередь из-за дороговизны. Каково будущее этого сегмента в России, на ваш взгляд?

— Гибриды больше всего любят в Западной Европе. Дело в том, что там существует множество жестких норм по выбросу углекислого газа. Поэтому вы должны либо использовать дизель, который мы не хотим применять при развитии наших технологий. Либо же вы должны ездить на гибридах. Если посмотреть на российский рынок, то цена топлива на рынке ниже, чем в Европе, и вопрос потребления топлива не так важен. Также в стране нет таких жестких экологических ограничений.

Поэтому гибридные технологии будут стоять для нас во главе угла, но в России будут преобладать продажи других моделей.

— Что вы ожидаете от российской экономики, к работе в каких условиях готовится бренд и продолжите ли вы запускать новые модели?

— Я не экономист и так же, как все, читаю газеты. 75% своего дохода Россия получает от продажи газа и нефти. Цены на нефть упали со $100 до $50 за баррель. Но мы знаем, что цена нефти вернется на позиции $60–70 за баррель. Российская экономика восстановится, ситуация улучшится, но происходить это будет медленно. Это то, что говорят мне экономисты, и с этой информацией я намерен работать.

Вы не приходите в страну, когда все хорошо, и не уходите, когда все плохо. Мы хотим продавать машины в России еще минимум сто лет. В этот период будут хорошие и тяжелые времена.

Большое преимущество для нас в том, что мы продаем машины по всему миру. Lexus продается более чем в 90 странах. Поэтому мы можем балансировать, нивелировать риски в одних странах за счет тех стран, где мы сильнее. Сейчас все страны, которые зависят от экспорта сырья, переживают нелегкие времена, потому что цены на них падают. Но так будет не вечно.

— Думаете ли вы об открытии собственного завода в России?

— Как вы знаете, у Toyota есть свой завод в России. Если говорить о Lexus, то завод, который производит менее 250 тыс. автомобилей, не может приносить большой прибыли. Хорошая цифра — где-то между 250–300 тыс. единиц. Lexus не достиг таких цифр продаж в России. Весь объем премиум-сегмента в России как раз и составляет эту цифру. Это было еще тогда, когда в стране продавалось более 3 млн машин.

Поэтому для открытия завода российский рынок слишком мал.

Конечно, есть вариант запуска завода с так называемой отверточной сборкой. То есть когда ты привозишь кузов и прикручиваешь к нему колеса. Но этот вариант нас не устраивает. Автомобили Lexus должны отвечать требованиям качества определенного уровня. На данный момент у нас есть завод в США и в Канаде. Когда Россия будет продавать более 300 тыс. автомобилей, мы будем рады открыть здесь свой завод.