В Оренбургской области разразилась настоящая война между местной полицией и видным представителем РПЦ, настоятелем Свято-Троицкой обители милосердия протоиереем Николаем Стремским. Скандал вышел на новый уровень после обнародования видеозаписи, на которой видно, как сотрудники ДПС врываются на территорию храма, где батюшка пытался от них скрыться, и, применив силу, задерживают его.
После этого в местной полиции, где инцидент, происшедший еще 10 сентября, поначалу не придавали огласке, опубликовали сообщение. В нем стражи порядка выдвинули свою версию случившегося.
По версии местного МВД, на одной из улиц поселка Саракташ наряд ГИБДД заметил Mercedes, припаркованный в зоне действия знака «Стоянка запрещена».
«На требование полицейских предъявить документы водитель тронулся с места и на большой скорости стал двигаться по улицам поселка, создавая угрозу жизни и здоровью другим участникам дорожного движения, — говорится в сообщении местного УМВД. —
В результате преследования водитель был задержан на территории Свято-Троицкой обители милосердия. Мужчина оказал неповиновение законным требованиям полицейских, пытался оттолкнуть сотрудников и скрыться.
Для предотвращения противоправных действий в соответствии с действующим законодательством сотрудниками полиции была применена физическая сила. Мужчина был задержан и доставлен в отдел полиции».
Полицейские заподозрили задержанного в том, что он пьян. «В связи с тем, что у него имелись видимые признаки алкогольного опьянения, было предложено пройти медицинское освидетельствование, от которого он отказался. За невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения составлен административный протокол», — отмечается в сообщении.
Источник «Газеты.Ru» в полиции региона не отрицает, что предать огласке сообщение ведомство решило после публикации 14-минутной видеозаписи с камеры во дворе церкви. Автор ролика — как потом выяснилось, он появился в сети по указанию Стремского, — обвинил сотрудников полиции в нападении на священника.
На записи видно, как вслед за священником на закрытую территорию прорываются сотрудники ГИБДД, которые пытаются задержать его. Протоиерей упирается, и тогда полицейским приходится спускать его с лестницы, взяв за руки и за ноги.
Поведение настоятеля кажется не совсем адекватным, и после долгих препирательств полицейские все же выводят его на улицу, где задерживают.
«Когда он сел в машину, он вел себя не очень адекватно, чуть ли не угрожал, — отмечает источник. — Про Стремского в поселке многое говорят, что кто-то якобы видел его на Hummer и чуть ли не с пулеметом, к нему были вопросы после того, как повредили в поселке памятник Ленину. Вандал пошел на это после общения со Стремским, который ругал вождя… Сам он потом, правда, заявлял в полиции, что никого не призывал к таким действиям».
Николай Стремский действительно является незаурядным священником. По данным из открытых источников, он успел повоевать в Афганистане, а после армии пошел в семинарию и сделал серьезную карьеру. Помимо того что Стремский — настоятель Свято-Троицкой обители милосердия в Саракташе, он занимает пост ректора Оренбургского епархиального духовного училища, директора православной общеобразовательной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского и является благочинным четырёх районов Оренбургской области. Он — лауреат различных наград, в том числе и за воспитание 70 детей — собственных и приемных. С таким составом семьи протоиерей является самым многодетным отцом в России.
В пресс-службе Оренбургской епархии на звонки «Газеты.Ru» в течение четверга не отвечали. В приемной самой обители «Газете.Ru» сообщили, что Николая Стремского нет на месте и он не может прокомментировать ситуацию. Однако там отметили, что священник уже изложил местным СМИ свою позицию.
«Все записи, которые попали в интернет, разместил я. Сотрудники ГИБДД просто не знали, что во дворе моего дома есть камеры видеонаблюдения. Моя позиция банальная — это просто нападение,
— цитирует его ГТРК «Оренбург». — Машина моя стояла и стоит в гараже. А история о том, что я ездил на большой скорости, создавая угрозу жителям поселка, ложь. Они три месяца за мной охотились. Один высокопоставленный человек открыл на меня заказ. Им почему-то завидно. Я вышел проводить товарища, ДПС-ники меня увидели, как бешеные подлетели».
По словам Стремского, он не пытался скрыться. «Я спокойно зашел во двор. Залетел туда начальник ГАИ, схватил меня за руку. А я после аварии три операции перенес.
Он меня «выключил». Мне удалось зайти домой, он меня толкнул, я упал. Тут на меня надели наручники. Сейчас УВД на меня подали в суд, а я готовлю встречный иск. Они что — меня понюхали?
Я утром мимо полиции проезжал, а потом поставил машину в гараж. А то, что я дома, может, позволил себе стресс снять, да. А то, что я ездил в нетрезвом виде, это клевета», — подытожил священник.
Между тем, по данным «Газеты.Ru», ответственность за превышение полномочий сотрудникам ГИБДД не грозит.
«Этим инцидентом занималась прокуратура. Они не нашли состава преступления в действиях наших сотрудников, они поступили по закону»,
— отметил источник в местной полиции. Впрочем, скорее всего, прокуратура оценила лишь степень применения полицейскими физической силы.
Формально сотрудники ГИБДД действительно могли нарушить закон, вторгнувшись в жилище Стремского. В статье 15 закона «О полиции» перечислены основания, по которым полицейские могут вторгаться в жилище.
В п. 2 данной статьи говорится, что «сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».
В свою очередь, в п. 3 приводятся некоторые основания для вторжения. Сделать это можно в случае:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.
Так как езда в пьяном виде подпадает под административное законодательство, то преступлением она не считается. С другой стороны, пункт о «задержании подозреваемых в совершении преступления» можно трактовать достаточно широко — при желании под него может подпасть любой гражданин.
«Ну а как его было оттуда достать? Иначе бы он просто ушел от наказания», — констатируют в местной полиции.
Судьбу водительских прав протоиерея 28 сентября решит суд.