Власти Московской области проводят рекордный в российской истории конкурс на поставку и обслуживание камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. С победителем, которого определят до конца года, будет заключено концессионное соглашение по созданию и обслуживанию системы контроля безопасности дорожного движения сроком на 12 лет. Создаваемая система будет включать более тысячи автоматических дорожных комплексов. Стоимость контракта составит 27 млрд руб.
Заявку на участие в тендере подавало в том числе инвестиционное товарищество МСК-СИП. В него входит компания «Строй Инвест Проект», ранее получавшая большинство контрактов в регионе на поставку и обслуживание автоматических комплексов. Однако в этот раз тендерная комиссия не допустила МСК-СИП до участия в аукционе.
В результате отказа комиссии товарищество подало жалобу в ФАС, заявив, что требования конкурса создают необоснованные преимущества для одной компании, ограничивая при этом возможность участия других.
Окончательное решение ФАС по имеющимся сведениям должно быть опубликовано в четверг, 10 сентября. Но, как пояснил «Газете.Ru» заместитель директора «МСК Интеграция» (управляет проектом в интересах МСК-СИП) по юридическим вопросам Константин Сырбу, жалоба компании признана на заседании ФАС обоснованной по всем пунктам, но никаких предписаний ведомство не выдало. «По крайней мере такое решение прозвучало в ходе рассмотрения жалобы в ФАС. Это не распространенная практика, — отмечает Сырбу. — Однако по закону у ФАС есть право не выносить предписаний. Тем не менее мы подали в суд исковое заявление по решению тендерной комиссии».
В результате исключения МСК-СИП (а также еще одной компании — «Ситроникс-КАСУ») из борьбы на право заключения контракта с подмосковным правительством
единственным участником этого тендера стала компания «МВС Групп» и ее дочернее краснодарское предприятие НПП «МВС», замешанное в громком уголовном деле, связанном с нарушениями в работе камер в Краснодарском крае.
Как стало известно «Газете.Ru», из-за этого обстоятельства условия проведения резонансного тендера могут быть проверены ФАС еще раз. С такой просьбой к главе ведомства Игорю Артемьеву обратился (письмо есть в распоряжении «Газеты.Ru») первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков.
В письме он отмечает, что НПП «МВС», с которым правительство Подмосковья хочет заключить 27-миллиардный контракт сроком на 12 лет, «прогремело в скандале, связанном с возбуждением уголовного дела по факту неправомерных действий сотрудников ГИБДД Краснодарского края».
«Это уголовное дело, — пишет парламентарий, — вызвало большой общественный резонанс. Генпрокуратура установила, что программное обеспечение «Горизонт», которое использовало НПП «МВС», не соответствовало требованиям технической безопасности, защищенности и достоверности данных. Кроме того, сотрудники предприятия вносили изменения в данные, полученные автоматическими дорожными комплексами, фиксирующие нарушения ПДД».
Парламентарий обращает внимание руководителя ФАС на то, что в настоящее время отделом особо важных дел СУ СК России по Краснодарскому краю продолжается производство по уголовному делу (ч. 1 ст. 239 УК РФ) по факту выявленных нарушений в работе с дорожными комплексами. «В связи с этим прошу еще раз крайне скрупулезно проверить условия проведения конкурса», — пишет Лысаков.
Кроме того, депутат направил обращения по этой теме губернатору Московской области Андрею Воробьеву, прокурору МО Алексею Захарову, а также первому заместителю генпрокурора РФ Александру Буксману.
В этих обращениях Лысаков просит правительство региона и руководителей надзорного органа поставить действия НПП «МВС» на особый контроль в случае заключения с ними контракта. Кроме того, депутат обращает внимание на необходимость проверить коррупционную составляющую «появления в Подмосковье этой компании с подмоченной репутацией».
«Контролем нарушений ПДД вообще не должны заниматься коммерческие структуры, поскольку задача у них одна — получение прибыли, — пояснил «Газете.Ru» свою обеспокоенность проблемой Лысаков. — Повышение дорожной безопасности такие структуры интересовать никак не может. В результате дорожные комплексы появляются на безопасных участках дорог, где легче собирать с водителей штрафы. Но это только часть проблемы.
Но когда к такому крупному государственному заказу, как в Подмосковье, допускают компанию, замешанную в громком скандале, связанном с фальсификацией штрафов, это опасно вдвойне.
Лысаков напомнил, что водители в Краснодарском крае получили десятки тысяч штрафов за нарушения ПДД, которые не совершали. «Протоколы об административных правонарушениях, якобы вынесенные в автоматическом режиме, имели явные признаки стороннего вмешательства с помощью чужого программного обеспечения. Как компанию, которая допустила такое, можно привлекать к работе, да еще и над таким масштабным проектом. Какие камеры они поставят, кем сертифицированные, как защищенные — все это вызывает вопросы», — резюмирует он.
В свою очередь, экс-гендиректор НПО «Призма» и эксперт по рынку дорожных комплексов Сергей Ласкин также считает, что допускать до участия в таком тендере неизвестную краснодарскую компанию категорически нельзя.
«Еще бы космические программы им дали разрабатывать,
— прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию Ласкин. — Создание такой масштабной системы — очень серьезная работа, которую нельзя отдавать непонятно кому. А краснодарская компания может быть вообще пустышкой, с учетом того, что в этом регионе серьезных проектов, связанных с камерами, не было. Можно проверить, кто является ее учредителем. Не исключено, что он мог смениться со времен скандала с фальсификациями штрафов».
При этом эксперт поясняет, что помимо проблемы с исполнителем контракта, существует и проблема существенно завышенной стоимости, заложенной в условиях тендера на создание системы.
«Стоимость одного комплекса оценивается по этому тендеру примерно в 8 млн руб. — это как минимум в два раза дороже реальной цены. В этом контексте уже даже не столь принципиально, что за компания их поставит и будет отвечать за их настройку и обслуживание.
Важнее и то, что финансироваться проект все равно будет, по сути, из государственных денег. Ни у одной частной компании нет своих средств на создание систем в таких масштабах. Поэтому, скорее всего, инвестором будет крупный фонд, например газпромовская компания «Лидер», которая распоряжается пенсионными деньгами», — поясняет Ласкин.
Напомним, как писала «Газета.Ru», победитель конкурса должен установить в Московской области 1055 дорожных камер, фиксирующих нарушения ПДД в автоматическом режиме, и обслуживать их в течение 12 лет. Затраты на создание и обслуживание системы полностью несет концессионер, а государство выплачивает ему компенсацию в размере 233 руб. с каждого штрафа за нарушение ПДД, которое зафиксировали камеры.