На фоне кризиса в автомобильном бизнесе и падения производства в стране начались акции протеста и массовые митинги. Выходить на улицы и рисовать транспаранты людей вынуждают низкие зарплаты и задержки с их выплатами. Так, сотрудники одного из бывших крупнейших поставщиков отечественного «АвтоВАЗа» во вторник провели митинг в Тольятти. Все работники «АвтоВАЗагрегата» не получали зарплату с июля.
В настоящее время предприятие находится в режиме простоя, а персонал переведен на 2/3 оплаты труда. Однако положенных денег никто из сотрудников так и не видел — банковские счета предприятия заморожены. Как сообщил «Газете.Ru» глава независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев, который присутствовал на митинге, всего выразить свое недовольство вышли около 500 человек. Подавляющее большинство из них оказались сотрудниками «АвтоВАЗагрегата». Помимо них на митинг пришли работники дочерних предприятий компании, жители города и представители политических партий. По последним данным, на предприятии работает около 2,3 тыс. человек, при этом еще пару лет назад на заводе насчитывалось более 5 тыс. сотрудников. Средняя заработная плата на предприятии составляет около 25 тыс. руб. Завод выпускает сиденья, глушители, каталитические нейтрализаторы отработавших газов и трубок тормозной и топливной систем, а также изделия из проволоки и катанки.
Рабочие завода-поставщика требуют вернуть долги
В бедственном положении «АвтоВАЗагрегат» оказался после того, как его собственные поставщики не смогли выполнить свои обязательства и снабдить предприятие необходимыми для работы материалами.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев, в итоге «АвтоВАЗагрегат» сорвал сроки поставки сидений для «АвтоВАЗа». В свою очередь глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон был вынужден разорвать контракт. Потеряв своего основного заказчика, «АвтоВАЗагрегат» остановил производство с начала июля до 26 июля, затем до 18 августа завод ушел в корпоративный отпуск. Сейчас завод находится в простое. Руководство высказывало желание частично запустить производство, однако попытки не увенчались успехом. Сейчас на предприятии работает только служба охраны.
«У предприятия оказались миллиардные долги, — пояснил Зайцев «Газете.Ru». — После этого с ним отказались работать его собственные поставщики. Некоторые из них уже обратились в суд с требованием признать их банкротами. Мы помогали людям правильно составить заявления в суд с требованием выплаты зарплаты.
При этом мы не верим, что предприятие снова заработает. Люди не получают зарплату и увольняются, но найти приличную работу сейчас трудно.
Заработать можно в строительстве. А в других секторах работа есть, только зарплата там 15 тыс. руб.
В свою очередь представитель неофициального профсоюза Золотарев пояснил, что из-за действий работодателя сотрудники «АвтоВАЗагрегата» оказались в бедственном положении. Многие даже не смогли подготовить детей к школе.
«Счета предприятия заблокированы, — сказал «Газете.Ru» представитель независимого профсоюза. — Сотрудники прокуратуры посоветовали каждому из служащих написать заявление с требованием взыскать с предприятия задержанную зарплату. Пока люди мучаются, плачут. Чтобы достучаться до властей, была принята резолюция с требованием государственного контроля над деятельностью менеджмента. Люди попросили принять меры по сохранению «АвтоВАЗагрегата», а также его дочерних предприятий. Кроме того, рабочие требуют провести тщательное расследование ситуации на заводе и наказать виновных. Резолюцию направят в следственный комитет, прокуратуру, трудовую инспекцию и губернскую думу».
Отметим, что в настоящее время следственный комитет проводит проверку по факту возникновения задолженности по заработной плате. Окончательное решение о дальнейшей деятельности завода руководство пообещало городским властям принять в сентябре.
На «АвтоВАЗе» потребуют поднять зарплату
Между тем, как стало известно «Газете.Ru», к массовому митингу готовятся и работники самого «АвтоВАЗа». 20 сентября они выйдут с требованиями поднять заработную плату.
В профсоюзе уверены, что у тольяттинского автогиганта есть все возможности, чтобы проиндексировать выплаты сразу на 20%.
По словам Петра Золотарева, планируется, что на митинг в поддержку рабочих тольяттинского предприятия придут и простые горожане.
«На «АвтоВАЗе» прошли массовые сокращения, при этом зарплата оставшихся сотрудников не растет, — заявил Золотарев. — Мы намерены требовать прекратить сокращения и увеличить зарплату сотрудникам «АвтоВАЗа».
Сейчас на заводе постоянно растет производительность труда, был месяц, когда этот рост составил 19%. Благодаря таким цифрам предприятие смогло дополнительно заработать 21 млрд руб.
А ежемесячный фонд оплаты труда — 1,8–2 млрд руб. С такими цифрами у завода есть возможность поднять зарплату на 19–20%. Деньги у «АвтоВАЗа» есть. Даже если посмотреть на структуру затрат — более 50% идут на закупку комплектующих, а доля зарплаты сотрудникам — всего 11%.
При этом в Минпромторге нам прислали письмо, где говорится, что
в 2014 году предприятие получило субсидию в размере 9 млрд руб. на сохранение рабочих мест. Субсидию они получили, а рабочих все равно уволили.
Поэтому я уверен, что Андерссон может пойти на такой шаг и все-таки поднять зарплаты».
Мнение экспертов
Между тем оба представителя профсоюзов уверены, что дальнейшие сокращения в автомобильной отрасли будут продолжаться. В свою очередь аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что «АвтоВАЗ» не пойдет на повышение заработной платы в текущей экономической ситуации.
«Всегда, когда в любой отрасли ощущается спад, руководители предприятий стараются снизить свои издержки, — сказал Рожков «Газете.Ru». — И если расходы на амортизацию, электроэнергию и так далее снизить обычно нельзя, то в первую очередь под удар попадает персонал, который можно сократить. «АвтоВАЗ» начал эти сокращения еще в позапрошлом году. И сейчас компания достигла высоких результатов в своей оптимизации. Другое дело, что сейчас продажи снижаются так сильно, что реальные результаты существенно отличаются от того, что завод планировал изначально. Поэтому я уверен, что
«АвтоВАЗ» не сможет поднять зарплату рабочим и попросит их перетерпеть сложившуюся ситуацию. В лучшем случае Андерссон пообещает поднять оклад в 2016-м, если продажи будут увеличиваться».
Кроме того, эксперт отметил, что те поставщики автокомпонентов, которые до сих пор не оптимизировали свой штат, начнут массовые сокращения. Однако позиция самих автопроизводителей пока остается неясной.
«Какую политику будут вести автопроизводители, пока остается неясным, — говорит эксперт. — Если они начнут всех увольнять, то это означает, что они готовятся к дальнейшему серьезному спаду продаж в 2016 году. Но большинство придерживается мнения, что падение рынка составит не более 5–7% по сравнению с 2015-м. При такой конъюнктуре автопроизводители обойдутся сокращением только сотрудников, которые выходят на пенсию, но глобальных увольнений не будет».
В пресс-службе «АвтоВАЗа» на запрос «Газеты.Ru» оперативно ответить не смогли. Однако ранее в интервью «Газеты.Ru» Бу Андерссон заявил, что структура предприятия до сих пор не оптимизирована.