Сообщение об уходе с российского рынка японского автопроизводителя Honda всколыхнули в четверг участников профессионального сообщества. Дилеры компании сообщили, что марка, вместе со своим премиальным подразделением Acura прекращает поставки в Россию машин, мотоциклов и силовой техники. При этом собственного производства в России, в отличие от многих конкурентов, у марки нет.
Как на самом деле Honda будет работать в России
Однако позже официальные представители Honda пояснили «Газете.Ru», что речь идет не о полном уходе с рынка, а об изменении схемы поставок новых автомобилей.
«Речи об уходе из России не было, — заявил «Газете.Ru» начальник управления продаж и маркетинга Honda и Acura в России Михаил Плотников. — В настоящее время Honda обсуждает с дилерами переход на новую схему работы. Если сейчас дистрибьюторы работают с Honda Motor Rus и получают автомобили только через эту компанию, то со следующего года, как мы предполагаем, они будут закупать машины напрямую из Японии по предзаказу от клиентов. Речь о прекращении поставок в данном случае не идет. Это касается модельного ряда Honda и премиального бренда Acura. В следующем году, как и планировалось, мы начнем продажи нового Honda Pilot. Проблем с его сертификацией нет».
Как уточнил представитель Honda, новая схема позволит снизить риски дилеров при заказе автомобилей и обезопасить себя в нестабильной экономической ситуации. Как признал Плотников, к такому решению компанию подтолкнули колебания на валютном рынке.
Несмотря на разъяснения, решение Honda вызвало неоднозначную реакцию на рынке. Так, ряд экспертов уверен, что такой шаг — всего лишь оттягивание момента полного прекращения работы марки в России. Эти опасения разделяют и источники «Газеты.Ru» в российском офисе Honda.
Будет ли работать схема по предзаказу
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков говорит, что теперь по сути каждый дилер Honda и Acura будет работать как импортер. «На протяжении многих лет работа шла таким образом, чтобы у дилеров был свой большой покровитель в виде представительства. Именно представительство решало глобальные проблемы на рынке — занималось продвижением товара, таможенной очисткой, — рассказывает «Газете.Ru» Кадаков. — Дилер покупал у представительства автомобили или получал их на реализацию. Все, что ему нужно было делать дальше, — это продавать автомобили. Теперь дилеры, по сути, будут заниматься внешнеэкономической деятельностью. И хорошо, если крупный дилер в Москве может позволить себе взять в штат еще пару специалистов, которые будут заниматься оформлением бумаг. Но небольшая компания просто откажется от дилерства».
В Российской ассоциации дилеров (РОАД) считают, что даже схема работы по предзаказу в текущей экономической ситуации все равно связана с рисками.
«В первую очередь Honda хочет уйти от валютных рисков, — говорит «Газете.Ru» вице-президент РОАД Андрей Петренко. — Они смогут привязывать стоимость своих автомобилей непосредственно к валюте. Ведь за год в России валюта подорожала в два раза, а стоимость машин поднялась примерно на 30%. Однако стоит учитывать, что дилеры могут принимать от клиентов платежи только в рублях. Мы не можем фиксировать стоимость в условных единицах, как это было в далеком прошлом. При заключении договора мы должны зафиксировать рублевую стоимость. И как только мы это делаем, то становимся заложником курса. Ведь сегодня доллар стоит 65 рублей, а завтра он может взлететь до ста.
Конечно, валютному риску подвержены обе стороны — вопрос только в том, кто будет его нести — дилер или клиент.
Очень жаль, что так происходит. Несмотря на то что эти машины действительно очень качественные, многие дилеры Honda уже переходят под знамена других марок».
Генеральный директор радио «Страна» автоэксперт Игорь Моржаретто отмечает, что российский рынок никогда не был для Honda приоритетным.
«Фактически у Honda сейчас только одна модель, которую они продают, — это CR-V, — сказал Моржаретто «Газете.Ru». — А также остатки прошлогодних стоков. Продажи у них упали почти на 80%, при этом российский рынок никогда не был для них в приоритете. Чтобы торговать в России, нужны серьезные инвестиции, нужно получать сертификаты, ведь в следующем году автомобили нужно оборудовать системой ГЛОНАСС».
«Ничего хорошего в происходящем нет, — говорит Максим Кадаков «Газете.Ru». — Honda находится за бортом судна, под названием «российская сборка». Около 80% продаваемых в России автомобилей собираются здесь же, в той или иной степени. И таким образом они поставили себя в очень тяжелую ситуацию с текущим курсом доллара и евро».
Кто следующий и что будет дальше?
Глава РОАД уверен, что всем автокомпаниям придется искать новые пути работы на российском рынке:
«Каждый будет действовать по-своему — кто-то, как Kia, стиснув зубы, будет продавать машины себе в убыток. Кто-то, у кого машины и так не продаются, продолжит повышать цены. Осенью Госдума будет принимать новый бюджет. И если автокомпаниям не удастся согласовать с правительством меры, которые позволят им работать без убытков, то будут приниматься крайние меры вплоть до ухода с рынка».
Журналист Игорь Моржаретто, в свою очередь, уверен, что те автокомпании, у которых нет своего производства в России и нет продаж, будут уходить с рынка.
«Сейчас ходят слухи про Peugeot и Citroen, — говорит эксперт. — Они уже пошли на крайний шаг и вместе с Volkswagen обратились в Минпромторг с просьбой вернуться к крупноузловой сборке. В списки аутсайдеров кто-то записывает Subaru и Suzuki, но эти компании держатся в России».
Между тем в Subaru уже заверили, что компания сохранит свое присутствие в России. «Никаких планов по уходу с российского рынка у нас нет. Мы продолжаем свою работу и не собираемся прекращать поставки автомобилей. Для нас очень важен рынок в России, и мы верим в его потенциал. Совсем недавно мы начали продажи нового Outback. Это сильный продукт, который востребован у наших клиентов», — заявили «Газете.Ru» в российском офисе Subaru.
Кадаков уверен, что каждый из производителей в текущей экономической ситуации будет придерживаться собственной стратегии выживания.
«Искренне жаль, что такое происходит, и я надеюсь, что Honda и Acura вернутся в Россию в полной мере, — говорит эксперт «Газете.Ru». — Сейчас все ищут свои пути. Конечно, есть общие вещи — продавайте дешевле, будут больше продажи, и обслуживайте лучше, будет больше клиентов. Но все индивидуально. К примеру, то, что сейчас делают Hyundai и Kia, — это не сохранение доли рынка, а спасение своей дилерской сети. Удерживая низкие цены, они помогают дилерам выжить. Интересная ситуация у Mitsubishi, у которых в линейке вообще нет легковых автомобилей. Но российский рынок для них действительно номер один, и они прислушиваются ко всем пожеланиям импортера. Они привозят новые модели, специальные комплектации, чтобы только удержать клиентов. У той же Honda в арсенале всего четыре модели — Civic, Accord, Pilot и CRV, это очень узкий модельный ряд, то же самое относится и к Acura».
«Рыночная экономика циклична, — говорит глава РОАД. — Те, кто верят в то, что будет подъем, останутся. Только когда этот подъем произойдет, никто не знает».
Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за семь месяцев с начала года продажи Honda сократились на 78% относительно того же периода прошлого года — до 2742 штук (12 424 единиц в 2014 году).
Премиальный бренд Acura пришел в Россию только весной прошлого года — еще до санкций и обвала рубля. В итоге в этом году с января по июль, по данным АЕБ, на нашем рынке было продано всего 409 автомобилей — ровно столько же, сколько за семь месяцев прошлого года. Honda импортирует Acura из США, что в условиях слабого рубля делает эти автомобили почти неконкурентоспособными на рынке.
Ранее в марте 2015 года американская корпорация General Motors на фоне обвала продаж заявила о полном уходе из России марки Opel и массовых моделей бренда Chevrolet. Стратегия американской компании будет направлена лишь на продвижение машин премиум-класса, спрос на которые не падает. Работы в целом лишились около 17 тыс. человек — рабочие, менеджмент и дилеры обоих брендов. Завод GM под Санкт-Петербургом был законсервирован.