Чтобы добраться до кошельков наивных водителей, автоподставщики используют как новые, так и классические способы обмана. Так, некоторое время назад сотрудники Московского уголовного розыска задержали 43-летнего мужчину, который ловко изобразил, как его якобы сбил проезжающий мимо автомобиль.
На самом деле он специально бросался под машины, а его сообщник наносил удар по автомобилю жертвы для имитации звука удара. Далее «пешеход» демонстрировал водителю сломанные дорогостоящие часы или планшетный компьютер. Для решения проблемы он требовал выплатить компенсацию. Для усиления психологического давления на водителя аферист представлялся адвокатом и показывал поддельное удостоверение. Чтобы дополнительно надавить на свою жертву, он звонил по громкой связи своему подельнику, выступающему в роли инспектора ГИБДД. Его сообщник уверенным голосом заявлял, что такой проступок влечет за собой лишение водительских прав.
Обманутые люди отдавали «потерпевшему» крупные суммы, порой доходящие до миллиона рублей. По такой проверенной схеме действовали еще несколько злоумышленников, которые также попались в руки полиции. Еще одна организованная группа из трех человек обманом выманивала деньги у водителей, убеждая их, что они повредили их дорогую машину, а случай нестраховой.
Доверчивые автомобилисты выкладывали до €5 тыс., только бы избавить себя от неприятностей.
По просьбе «Газеты.Ru» специалисты в ГУ МВД России по Москве рассказали о том, как вычислить автоподставщиков. Используя свой опыт, они объяснили, как работают автомошенники и как правильно себя вести при встрече с ними.
Как выбирают жертву
«Подставлялы — хорошие психологи, и чаще всего их жертвами становятся неопытные автолюбители, — рассказали «Газете.Ru» в ГУ МВД России по Москве. — В первую очередь это «чайники» и любители болтать за рулем по мобильному телефону. Еще один тип легкой добычи — начинающий водитель со знаком «У» на стекле. В числе потенциальных клиентов — те, кто водит агрессивно и постоянно перестраивается из ряда в ряд».
Со слов самих преступников, в качестве жертвы они выбирают только мужчин. Женщины начинают звонить мужьям и друзьям, после чего приезжают люди и начинаются ненужные разборки.
Вне зоны риска обладатели новых дорогих иномарок. Редко подставляются под машины, в которых едут несколько человек — свидетели мошенникам ни к чему. Для работы автоподставщики используют подержанные машины, но известных престижных марок. Это могут быть старенькие Mercedes, BMW, Audi, Volvo. На деле цена таких средств передвижения не выше $10 тыс. Неповрежденные машины практически никогда не подставляются.
Одиночные разводки
«Самый грубый способ одиночной подставы — обогнать жертву, подрезать и резко оттормозиться, подставив под удар корму, — отметили в ГУ МВД России по Москве. — Если предполагаемый «спонсор» не успел затормозить — мошенники будут стараться повесить на него всю вину. Ведь всегда виноват тот, кто сзади».
Еще один распространенный вариант работы в паре: «охотник» заходит по правому борту жертвы сзади. Этот водитель ведет себя так, как будто и не собирается приближаться, и ждет перестроения «спонсора» в правый ряд. Следуя ПДД, «жертва» заблаговременно показывает правый «поворотник». В ответ на это «подстава» всем своим поведением дает понять «спонсору», что пропускает его.
Но как только «жертва» подает вправо, «подстава» резко ускоряется и подставляет свой левый борт под удар. Для удобства инсценировки такого ДТП «подстава» выбирает темное время суток, машину темных цветов и едет только с «габаритами».
Попасть на удочку может и водитель, который пытается выехать из левого или среднего ряда, в том числе и на круговом движении. В этот момент автомобилиста подсекают справа. Как правило, не до, а сразу же после удара следует возмущенное «бибиканье». Это тоже часть спектакля, рассчитанная на возможных свидетелей. Мошенники также любят подставлять правый борт под тех, кто бодро мчится по правому ряду, не уступая дорогу соседям слева от себя при объезде припаркованных машин.
Работа в паре
Есть и классические примеры парной работы. Потенциальная жертва должна двигаться по крайнему левому ряду. Ей на хвост плотно садится спешащий водитель и начинает сигналить дальним светом. Логика большинства нормальных водителей — уступить.
Не ожидая подвоха, жертва начинает перестраиваться правее. В этот момент ее цепляет машина, которая до того спокойно двигалась чуть поодаль.
Ранее водитель мог не обращать на нее внимания, либо она просто находилась в мертвой зоне. Согнавшая жертву с полосы машина якобы уезжает, жертва остается один на один с «невинно пострадавшим».
Еще пример. На относительно свободной дороге, двигаясь по крайнему левому ряду с хорошей скоростью, потенциальная жертва «развода» догоняет вяло ползущего впереди якобы «чайника», который упорно отказывается уступить дорогу. Жертва делает рывок вправо, а там его уже поджидает перехватчик. Или такой способ: потенциальная «жертва» едет в среднем ряду. Справа подкатывает «подстава», слева – «сгоняющий» – дорогая машина, возможность контакта с которой инстинктивно отметается всяким нормальным водителем. Так они и едут втроем – параллельно и рядом. Вдруг, «сгоняющий» делает резкий поворот руля в сторону жертвы.
Та, чтобы избежать контакта, тоже уходит вправо. Даже если «жертва» контролирует свой правый борт, то «подстава» может неожиданно подвинуться к «жертве», оставаясь при этом в пределах своей полосы движения.
В результате «жертва» въезжает правым бортом в левый борт «подставы». По ПДД в ДТП виновата «жертва». «Сгоняющий» уезжает, его задние номера не читаются.
Как понять, что вас разводят?
После инцидента подставщики немедленно начинают убеждать якобы виноватого водителя, что он должен заплатить добровольно и прямо на месте.
Нередко злоумышленники устанавливают жесткие временные ограничения. Например, «деньги нужны через час, через 40 минут сервис закроется, у тебя есть два часа собрать деньги».
Некоторые мошенники практикуют хорошо зарекомендовавший себя метод «злого-доброго». «Злой» требует максимальную сумму, а «добрый» соглашается на существенно меньшую, мотивируя тем, что, так уж и быть, ремонтироваться они будут у знакомых.
Что делать?
«Законный путь подстащикам изначально невыгоден. Они не получат желаемую сумму, и у них нет желания светиться в правоохранительных органах и страховых компаниях, — предупреждают в ГУ МВД России по Москве. — Договориться с ними по-хорошему невозможно. За один только поцарапанный бампер с вас потребуют баснословную сумму. А уж если вы поедете с «подставлялами» в их сервис, будьте готовы, что мастер объявит о поврежденных лонжеронах и выставит внушительный счет.
Поэтому закройтесь в машине и не выходите до приезда ГИБДД. Позвоните домой, друзьям, обрисуйте ситуацию, в которую попали, опишите марки, номера, приметы автомашин «подставлял» и их самих.
Фотографируйте «подставлял» и номера их машины. В большинстве случаев уже одно это заставит их спешно залезть в свой автомобиль и уехать. При этом обязательно продержитесь до приезда сотрудников ГИБДД».