Количество госзаказов на поставку автоматических систем контроля нарушений ПДД, несмотря на кризис и сокращение бюджетных расходов, в 2015 году не снижается. Эксперты и производители дорожных комплексов отмечают, что в ряде регионов уже проводятся крупные тендеры на создание автоматических систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД, а в других местные власти пытаются найти инвесторов, которые вложатся в такие проекты.
При этом из-за кризиса МВД было вынуждено сократить расходы на дорожную безопасность. В частности, вместо 81,17 млн руб. на закупку новых камер ведомство потратит в течение года только 73 млн. При этом в 2014-м на эти цели было израсходовано почти 181 млн руб. — закуплено 305 комплексов.
Однако, как выяснила «Газета.Ru»,
объемы контрактов на закупку регионами автоматических комплексов с начала года в целом не сократились, а в некоторых регионах даже выросли. Одни регионы закупают камеры на средства из региональных бюджетов, другие — находят инвесторов, согласных работать на условиях государственно-частного партнерства.
Относительно крупные тендеры на поставку и обслуживание дорожных камер объявлялись в этом году в Нижегородской области, Забайкальском крае, Омской области, Новосибирске, Якутии и ряде других регионов. При этом в некоторых субъектах на создание систем фото- и видеофиксации нарушений тратится основная часть бюджета на повышение дорожной безопасности. Так, например, руководители Госавтоинспекции Марий Эл отмечали, что на дорожную безопасность в 2015 году республике было выделено 14 млн руб., и эти деньги ушли на финансирование центра автоматической фото- и видеофиксации.
По приблизительным подсчетам «Газеты.Ru», согласно порталу госзакупок, с начала года разные регионы России объявили тендеры на закупку или аренду камер на общую сумму около 135 млн руб.
С начала года, согласно данным портала госзакупок, было уже проведено более 40 тендеров на закупку, монтаж и обслуживание камер. Общая сумма этих госзакупок составляет около 1,6 млрд руб. Среди лидирующих по закупкам регионов: Новгородская, Нижегородская области и Забайкальский край
Самый крупный тендер на обслуживание камер был проведен в Москве: контракт почти на 700 млн руб. был заключен с компанией «Строй Инвест Проект».
Эксперты рынка — о масштабах закупок камер
Как рассказали «Газете.Ru» в компании «Автодория» (один из крупнейших игроков на рынке производства камер. — «Газета.Ru»),
объемы заказов на производство, установку и обслуживание комплексов не снизились в связи с кризисом и остались на уровне прошлого года.
«У «Автодории» в этом году примерно такое же количество госзаказов, как и в прошлом году. Есть много регионов, где автоматических комплексов требуется значительно больше, чем есть сейчас, — пояснил директор «Автодории» Антон Куховаренко. — Например, в той же Московской области, где количество нарушений ПДД просто колоссальное».
Собеседник отметил, что большинство госзаказов финансируется из региональных бюджетов, однако в будущем ситуация может измениться. «У многих регионов не хватает бюджета на то, чтобы поставить достаточное количество камер, поэтому они создают системы за счет инвестора, компенсируя ему затраты с каждого собранного впоследствии штрафа. В такой ситуации привлекать инвестора — абсолютно правильное решение», — поясняет Куховаренко.
Между тем, по оценке директора еще одной из московских компаний, производящих и обслуживающих автоматические дорожные комплексы контроля соблюдения ПДД, количество госзаказов выросло в 2015 году примерно в 2,5 раза. «Сразу в нескольких регионах проводятся тендеры на серьезные суммы, — говорит собеседник, пожелавший не раскрывать своего имени. —
Например, в Волгоградской области — на 3,5 млрд руб., в Дагестане — на 700 млн руб. Эти контракты будут выполняться на условиях государственно-частного партнерства.
По словам собеседника, внедрение комплексов позволяет не только снизить аварийность, но и компенсировать затраты на их создание, получив при этом дополнительные средства в местный бюджет на реализацию других мер по повышению безопасности. «Собираемые штрафы идут на создание барьерных ограждений, разметку, освещение дорог и т.д., — говорит эксперт. Но снижение аварийности тоже немаловажно. Если раньше у регионов показатели их работы исчислялись количеством штрафов, то сейчас оценивается исключительно динамика сокращения смертности и количества ДТП».
Эксперт считает, что у большинства регионов просто нет иного пути финансирования проектов по дорожной безопасности. «На эти цели из федерального бюджета сейчас практически не выделяются деньги. Потому региональные власти вынуждены искать инвесторов, которые создадут и запустят систему», — пояснил он.
Бывший гендиректор НПО «Призма» (производство и обслуживание дорожных камер) Сергей Ласкин отмечает, что во многих регионах из-за кризиса закупки камер фото- и видеофиксации сократились.
«В бедных регионах чиновники сегодня отдают предпочтение более простым дорожным проектам, например, меняют бордюрные камни или асфальт, — рассказал «Газете.Ru» Ласкин. — Камеры, да еще и в условиях кризиса, это сложно и дорого». Что касается некоторых обеспеченных регионов, например Татарстана, то там уже давно все поставили: кинь камень — в камеру попадешь».
Однако в некоторых отдельных регионах, по словам эксперта, наоборот, количество автоматических комплексов планируется существенно нарастить. «По последним тендерам в Московской области можно судить, что комплексы закупаются просто в безумных количествах»,
— отмечает собеседник.
Напомним, что власти Подмосковья готовят рекордный в истории России контракт на закупку более 850 камер ГИБДД и создание инфраструктуры на сумму 6,65 млрд руб.
Представитель компании «Строй Инвест Проект», которая производит и обслуживает комплексы «Стрелка СТ», затруднился ответить «Газете.Ru» на вопрос о тенденциях на рынке.
Стоит отметить, что некоторые регионы действительно отказывались из-за кризиса от закупки новых автоматических комплексов. Так, в апреле текущего года власти Москвы отменили тендер на закупку 400 новых комплексов видеофиксации нарушений на дорогах. В мэрии пояснили отмену конкурса на сумму 2,3 млрд руб. желанием сэкономить бюджетные средства. Вместо новых камер на дорогах планировалась установка 150 муляжей. Москва не единственный пример. Тендер на 255,6 млн был отменен в Ульяновской области, на 23,6 млн — в Новосибирской области и на 7,3 млн — в Забайкалье.
На данный момент в России работают около 5,5 тыс. стационарных и более 4 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. В 2014 году с их помощью выписано более 40 млн штрафов за нарушения ПДД — около половины от всех административных постановлений, которые получили автовладельцы в прошлом году.
Камеры не способствуют снижению аварийности
Заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин считает обустройство дорог камерами исключительно коммерческим проектом. «Камер становится все больше, но мы видим, что количество нарушителей и ДТП не особо снижается, — рассказал он «Газете.Ru». — Очевидно, что дорожные камеры устанавливаются исключительно с коммерческой целью. При этом в любом бизнесе есть риск, а в этом — никакого, поскольку размеры штрафов в любой момент депутаты Госдумы могут повысить.
Собеседник отмечает, что штрафы за нарушения ПДД, которые платят водители, попавшие под камеры, не обязательно тратятся потом на дорожную безопасность. «Не факт, что собранные в том или ином регионе штрафы потом пойдут на строительство ограждений или замену асфальта на аварийно-опасном участке дороги», — поясняет Травин.
Регионам рекомендовали не тратить все средства на камеры
Напомним, что в последний раз тема дорожной безопасности обсуждалась на федеральном уровне в апреле 2015 года в рамках заседания общественного совета МВД РФ. Как писала «Газета.Ru», члены ОС тогда пришли к выводу, что аварийность и смертность на российских дорогах снижаются слишком медленно.
В ходе видеоконференции с участием руководителей ГИБДД в регионах выяснилось, что местные власти тратят на оснащение дорожной сети камерами большую часть бюджетных средств, выделяемых на безопасность.
Члены совета пришли к выводу, что местные власти в некоторых регионах склонны концентрировать свои усилия для снижения аварийности исключительно на установке новых дорожных камер. Вместо этого ОС порекомендовал делать основной упор на обустройство дорог: разделять отбойниками встречные потоки, создавать безопасные пешеходные переходы, в том числе и надземные, а также проводить профилактические мероприятия. Кроме того, ОС установил, что необходимо регулярно проводить анализ эффективности затрачиваемых на мероприятия в сфере дорожной безопасности средств.