Новый скандал с участием инспектора ГИБДД назревает в Ивановской области. Всего год назад по стране прокатилась громкая история с юным сыном местного влиятельного депутата и бизнесмена Мамо Ферояна. Молодой человек жестоко избил полицейского. Хотя его семья выплатила пострадавшему 30 млн руб. в обмен на отказ от претензий, Фероян получил два года заключения в колонии-поселении. Теперь же сразу десять лет тюремного заключения грозит 35-летнему жителю Ивановской области, который обвиняется в нападении на инспектора ДПС, находившегося при исполнении.
Предпринимателя Манвела Нахапетяна обвиняют в нанесении опасных для жизни и здоровья травм остановившему его гаишнику. Следствие по делу велось почти год, а первое судебное слушание назначено на 18 августа.
Конфликт между занимающимся строительным бизнесом Нахапетяном и инспектором ДПС Юрием Аникиным возник в октябре прошлого года в примыкающем к Иваново поселке Новоталицы, рассказали «Газете.Ru» представители стороны защиты. Рано утром Нахапетян выехал на своем автомобиле Volkswagen Passat последней модели, чтобы отвезти в школу ребенка. Его остановил наряд ДПС, поскольку у автомобиля были затонированы лобовое и передние боковые стекла. Экипаж состоял из двух человек – пострадавшего в дальнейшем 36-летнего Юрия Аникина и его напарника Константина Голубева. При этом рядом дежурили еще четверо сотрудников ГИБДД. Они занимались проверкой проезжающих мимо фур. Совместное дежурство стражи порядка организовали на бывшем посту ДПС, где на специальной площадке можно было без помех для дорожного движения проверять и взвешивать остановленные грузовозы.
На тот момент, согласно ПДД, штраф за неправильную тонировку составлял 500 руб., а до устранения нарушения дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещалась — если водитель не мог снять пленку на месте, стражи правопорядка просто скручивали госномера и увозили автомобиль на штрафстоянку. Именно этим полицейские пригрозили Нахапетяну и, получив от него водительские права и документы на машину, отправились оформлять протокол. Тогда между водителем и гаишниками возникла первая небольшая перепалка. Нахапетян торопился отвезти ребенка в школу, на что полицейские в ответ объясняли, что он нарушил ПДД. Не выдержав, Нахапетян сел в машину и все-таки отвез ребенка в школу, которая, как утверждает защита, располагалась примерно в 500 метрах от поста. После чего мужчина вернулся назад и сел рядом с инспектором Голубевым в машину для продолжения оформления нарушения.
С этого момента показания обеих сторон стали расходиться. Так, по версии следствия, Юрий Аникин сел перед передней частью автомобиля, чтобы аккуратно снять госномер. В этот момент владелец иномарки вышел из патрульной машины, сел в свой автомобиль и сдал назад. Инспектор Аникин поднялся в полный рост с криком, куда же тот собрался. Ничего не ответив, Нахапетян поехал вперед и наехал инспектору на ногу. От удара, как утверждал Аникин, он упал на капот и ударился головой о лобовое стекло.
Эту версию взяло за основу и следствие — фабула обвинения приводится на сайте районного суда Ивановской области, где анонсируется судебное разбирательство.
«Предвидя причинение Аникину физической боли и телесных повреждений, желая их причинения, нажал на педаль акселератора и, не меняя прямолинейной траектории движения передних колес автомобиля, совершил умышленный наезд на инспектора ДПС Аникина, — говорится в сообщении. — В результате наезда
Нахапетян ударил передним бампером своего автомобиля Аникина в область правой голени, отчего тот упал на правое переднее крыло и правую сторону капота автомобиля и ударился головой о лобовое стекло.
Умышленными противоправными действиями Нахапетяна инспектору ДПС была причинена физическая боль и телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы».
Однако версия произошедшего самого обвиняемого кардинально отличается.
По его словам, когда он сидел в патрульной машине, к нему подошел сотрудник службы весового контроля и попросил отогнать автомобиль Volkswagen, который мешал заезду фур на весы. Что он и сделал, сдав немного назад. Далее перед автомобилем возник Аникин, который с применением нецензурной лексики стал громко кричать.
После этого инспектор подошел к автомобилю и изо всех сил ударил ногой по переднему бамперу.
Завязалась разборка, в ходе которой Аникин заявил, что теперь его оппоненту точно не поздоровится, и вызвал «скорую помощь». Одновременно с этим страж правопорядка отзвонился в дежурную часть и заявил, что на него наехали и прокатили на капоте. «Скорая помощь» отвезла пострадавшего в травмпункт. Там Аникин начал жаловаться на сильные головные боли и тошноту.
Но полное обследование, включая проведение томограммы, не показало ничего, кроме синяка на ноге.
Кроме того, как утверждает защита, в заключении было написано, что со слов пациента и описываемым им симптомам у него может быть сотрясение мозга.
При этом, как утверждает сторона защиты, получив такой неубедительный диагноз, Аникин позвонил своему начальству и получил указание все равно писать заявление.
«В свою очередь начальник ГИБДД якобы немедленно отзвонился прокурору, заявив, что армяне вновь наехали на гаишника, — утверждает представитель защиты Нахапетяна.
— В итоге за полчаса было возбуждено уголовное дело ч. 2 ст. 318 УК РФ (применение насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти), по которой обвиняемому грозит лишение свободы на срок до 10 лет.
В ходе следствия пострадавшему инспектору назначили судмедэкспертизу. Но и тогда эксперты не смогли найти ничего, кроме синяка. Следователю это не понравилось, и он назначил дополнительную экспертизу, которая, просто отталкиваясь от слов Аникина, показала, что у него зафиксировано сотрясение мозга. Мы несколько раз обжаловали результаты и требовали проведения нового исследования, но все, что мы получали, – это слово в слово переписанные прежние результаты».
Сторона защиты опасается, что дело будет рассмотрено с пристрастием.
«Дело в том, что Иваново – это маленький городок, и после истории с Мамо Ферояном на полицейских жители смотрели косо и с улыбкой. Тогда начальник ГИБДД сказал, что больше такой ситуации он не допустит.
Мы общались с самим Аникиным. Он утверждает, что и сам не рад тому, что получилось. Но начальство прямо дало ему понять – если он откажется от своих показаний, одним увольнением ему не отделаться. Мы понимаем, что парня точно осудят, ведь он уже отсидел семь месяцев в заключении, а сейчас находится под домашним арестом. Но пусть это будет первая часть ст. 318. В таком случае дело может быть прекращено по амнистии».
В управлении ГИБДД УМВД по Ивановской области «Газете.Ru» заявили, что впервые слышат о том, что на инспектора Аникина оказывается давление.
«Я не слышал такого, что на него кто-то давит, в том числе руководство, — сказал «Газете.Ru» замначальника управления Андрей Казаков. — Инспектор просто выполнял свои обязанности. В настоящее время он находится на службе и будет присутствовать на процессе. Суд поставит точку в этом деле, и комментировать сейчас ситуацию мы не можем. Конечно, мы привлекаем внимание к этому делу со стороны СМИ. Мы заинтересованы, чтобы такого не повторялось, чтобы дело было доведено до конца и было рассмотрено объективно».
Член общественного совета при Министерстве юстиции и член рабочей группы президиума совета по борьбе с коррупцией Рубен Маркарьян заявил «Газете.Ru», что рассматривает две возможные версии произошедшего.
«Либо они хотели получить такую же сумму, как в случае с Ферояном, либо это сам начальник ГИБДД давит на инспектора и уверяет, что дело будет доведено до конца, — сказал Маркарьян. — Таким образом он хочет реабилитироваться за то дело, где они выглядели не очень. Полицейского побили, а потом от этого откупились. Теперь Нахапетян будет козлом отпущения. Полицейский давал разные показания. Сначала он не говорил, что у него серьезная травма, но потом начальство якобы сказало: тебе плохо, ему и стало плохо. Мне кажется, что дело связано с той прошлогодней историей».
В пресс-службе ГУ МВД по Ивановской области «Газете.Ru» заявили, что связывать дело Ферояна и текущее некорректно.
«Сотрудники ГИБДД к расследованию таких дел не имеют никакого отношения, этим занимается Следственный комитет, который будет принимать решение в соответствии с законом и той ситуацией, которая сложилась в конкретном случае, — отметили в пресс-службе ведомства. — Именно СК дает правовую оценку. Каждый сотрудник ГИБДД принимает решения самостоятельно, и то, что их могут заставлять давать ложные показания, — фантазия чистой воды. Что касается имиджа местной ГИБДД, то по показателям служебной деятельности, управление ГИБДД по Ивановской области занимает второе место в России. И с теми задачами, которые на нее возложены, справляется на «отлично».