Столичные власти анонсировали запуск в ближайшее время нового проекта «Делимобиль» — поминутной аренды машины. «В Москве появится новая услуга с загадочным названием каршеринг, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. — Это прокат машин без водителя, похоже на прокат велосипедов, которые стоят по всему городу. Во многих европейских городах эта услуга работает. Будем надеяться, что она приживется и в Москве, таким образом, снизив перепробег автомашин и нагрузку на наши улицы».
Заместитель мэра Москвы по транспортным вопросам Максим Ликсутов в свою очередь отметил, что до конца года в городе появится 500 общественных автомобилей, поездка на которых будет обходиться дешевле, чем на такси. Первые общественные автомобили, по его словам, появятся на улицах уже в ближайшие две недели.
Сама услуга обойдется горожанам в 8,9 руб. за минуту использования. Забронировать стоящий в определенном месте общественный автомобиль можно бесплатно, но только на 20 минут, после чего за бронь уже придется платить — 1,5 руб. в минуту.
Для сравнения: первые 15 минут поездки на такси у сервиса «Яндекс.Такси» обходятся клиенту в 199 руб. (13,2 руб. в минуту), а далее – 15 руб. в минуту. Минимальная стоимость минуты поездки на такси в сервисе Uber – 8 руб. Однако с пассажира берут еще 50 руб. за подачу автомобиля, а также еще почти 8 руб. за каждый километр пути. Получается, что в обоих вариантах на такси минута поездки выходит дороже, чем в каршеринге.
Как работает система регистрации
Ограничений для желающих пользоваться поминутной арендой машин два: по условиям договора, сервис доступен только водителям старше 21 года и с водительским стажем не менее двух лет.
Чтобы начать пользоваться услугами каршеринга, сперва придется пройти регистрацию на сайте «Делимобиля». Пока сайт слабо индексируется поисковиками и найти его не так просто, если не знать точный адрес или название самой компании.
Для регистрации на сайте компании необходимо отправить сканы паспорта и водительских прав. На изучение этих документов и рассмотрение заявки уходит до 24 часов. Если заявка будет одобрена, пользователь может приехать в офис «Каршеринг Руссия» или одного из партнеров сервиса и подписать договор бесплатно либо заказать доставку договора курьером за плату.
Пока система работает в тестовом режиме: ответное письмо о получении компанией документов не пришло корреспонденту «Газеты.Ru» ни на указанный адрес электронной почты, ни по SMS. Однако спустя примерно сутки после обращения «Делимобиль» известил о положительном решении по запросу на регистрацию.
С трудностями при регистрации столкнулся и популярный блогер Дмитрий Терновский, который сначала вовсе получил отказ.
«У меня из вариантов только два — кто-то из среднего руководства, отвечающего за регистрацию, знает меня и подумал: «Сейчас как возьмет машину, да как начнет потом критиковать!» Что, конечно же, глупость для такого серьезного проекта. Второй вариант — они пробивают личные данные по штрафам. Надо сказать, что несколько штрафов за год у меня бывают, все за незначительное превышение скорости», — недоумевал Терновский в своем блоге.
Позже блогер написал в компанию письмо с просьбой разъяснить, почему ему отказали в регистрации. В своем ответе «Каршеринг Руссия» пояснил, что служба безопасности компании усомнилась в подлинности водительских прав заявителя, поэтому «Делимобиль» решил не вступать с Терновским в договорные отношения.
Однако о недовольстве популярного блогера стало известно руководству «Каршеринг Руссия», и проблему пообещали решить. Как рассказал «Газете.Ru» сам Терновский, его вопрос дошел до руководства компании, после чего он был оперативно решен.
Мне позвонили из «Делимобиля», извинились и пояснили, что на такие вопросы, как был у меня, отвечает юрист, который не умеет общаться с клиентами. Права они пробивают по базе ГИБДД, которая иногда дает сбои и не показывает информацию по водительским правам».
Блогер отметил, что услуга поминутной аренды машины может быть востребована москвичами. «Владеть машиной в столице стало гораздо дороже, поэтому многие отказываются от личного авто. Я, например, часто оставляю машину дома и еду на такси. Поминутная аренда выходит явно дешевле, чем такси, поэтому сервис может получить популярность».
Руководитель проекта Probok.net Александр Шумский также считает, что сервис будет востребован и позволит снизить загруженность московских дорог. «Когда большое количество людей станут пользоваться поминутной арендой, вместо того чтобы ехать по делам на своей машине, в какой-то мере это разгрузит трафик в Москве», — рассказал «Газете.Ru» Шумский.
Спрос на сервис будет – новые технологии невероятно востребованы у москвичей. К тому же многие горожане покупают автомобиль только для того, чтобы пользоваться им по выходным, – для них сервис очень удобен».
Как будет работать каршеринг на практике
<1>Согласно инструкции, найти свободный автомобиль можно будет с помощью мобильного приложения – оно же нужно для того, чтобы открыть машину. Далее пользователю рекомендуется оценить состояние кузова и салон «Делимобиля». Если есть повреждения кузова или загрязнения салона, клиенту предлагается сфотографировать их и отправить в информационный центр.
Добравшись на общественном авто до пункта назначения, но не желая пока расставаться с ним, клиент может с помощью того же приложения установить режим ожидания – другой пользователь не сможет воспользоваться именно этой машиной. Забирать и возвращать авто пока можно будет на любых улицах в пределах ТТК, где разрешена стоянка, а со следующего года — в пределах МКАД. При этом, арендовав «Делимобиль», можно передвигаться не только внутри МКАД, но и в радиусе пяти километров за ее пределами.
Заправлять машину должны периодически сотрудники компании. Самостоятельно ехать на заправку придется только в случае, если загорелся индикатор низкого уровня топлива. Заправиться можно по топливной карте «Делимобиля», которую компания предоставляет вместе с машиной.
Все машины в каршеринге застрахованы по ОСАГО. Эта страховка избавляет пользователя от материальной ответственности за повреждения авто в случае, если он не является виновником ДТП. Если же арендатор нарушил ПДД и попал в аварию, то оплатить компании часть материального ущерба клиенту придется из своего кармана – в этом случае штраф составит либо 15 тыс. руб. (при повреждениях на сумму до 100 тыс. руб.), либо 15% от стоимости ремонта.
От угона автомобили будет защищать GPS-трекер, который позволяет отследить машину по спутниковому сигналу. Даже если угонщику удастся отключить его, двигатель «Делимобиля» оператор сможет заглушить дистанционно. За самовольное отключение трекера предусмотрен номинально самый большой штраф – 150 тыс. руб.
Информация обо всех штрафах подробно прописана в конце договора, который клиент подписывает уже после окончания регистрации в системе. В нем 20 страниц, и читать его стоит особенно внимательно.
Так, например, загрязнение салона или курение в машине грозит клиенту штрафом в размере 2 тыс. руб., а также оплатой услуг по химчистке. В случае заправки топливом неподходящей марки и последующем выходе двигателя из строя с пользователя будет взыскано 50 тыс. руб.
Александр Шумский полагает, что массово штрафовать пользователей сервиса компания-владелец прокатных машин не будет. «Одного такого штрафа будет достаточно, чтобы клиент перестал пользоваться услугой. Компания намерена инвестировать в проект несколько миллиардов рублей (6,5 млрд. – «Газета.Ru», поэтому заинтересована в клиентах и вряд ли будет штрафоваться их за грязь в салоне», – поясняет Шумский.
Иного мнения придерживается координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
«Например, как клиент может отвечать за работоспособность трекера? Он может сломаться, а я и не узнаю. Потом компания подаст на меня в суд за нарушение условий договора и потребует оплатить штраф в размере 150 тыс. руб.», — задается вопросом Шкуматов.
Эксперт считает, что далеко не все люди будут вообще изучать договор и лишь единицы дочитают его до последней страницы, где прописаны все штрафы. «Гражданам останется только надеяться на то, что коммерческая компания работает не по бизнес-модели, основанной на взимании с клиентов штрафов», — говорит Шкуматов.
Как рассказал «Газете.Ru» глава холдинга GeneralInvest Винченцо Трани (инвестор проекта), опасения экспертов беспочвенны: компания не намерена зарабатывать, поголовно штрафуя клиентов за каждое пятно на кресле.
«Такой же договор мы заключаем с клиентами в Берлине и Милане, и никаких проблем не возникает. Так что не думаю, что прописанные в договоре штрафы будут отпугивать людей и в Москве», — говорит господин Трани.
«Конечно, в договоре все четко прописано – это хорошая работа юриста по сохранению инвестиций компании. Но реально никто не будет пользоваться жесткими условиями договора, чтобы собирать с пользователей штрафы – так у нас просто не будет клиентов», — заверил собеседник.
Он также сообщил, что на данный момент в Москве пока зарегистрированы около 2,5 тыс. пользователей каршеринга. «Но после запуска проекта, уже к концу года мы ожидаем, что у нас будет 90 тыс. клиентов, — отмечает Трани. — Конечно, пятисот автомобилей, которые будут доступны к этому моменту, уже не хватит на всех желающих. Поэтому каждый последующий месяц в 2016 году мы намерены добавлять по 100 машин».
Трани отмечает, что компания не будет монополистом на рынке, и предвидит появление серьезных конкурентов. «У нас уже есть один конкурент в Москве — маленькая компания, которая пока не очень развивалась, как я понимаю, из-за отсутствия необходимых инвестиций, — уточнил собеседник. — Но будут появляться и другие крупные игроки на рынке. Борьба с ними будет идти не за то, кто сможет предложить более низкую стоимость услуги, а за то, кто может предоставить клиенту более высокое качество и удобство услуги, лучшие модели автомобилей».