«Надежды на быстрый выход авторынка из кризиса беспочвенны»

В июле продажи новых машин в России упали на 27,5%

Анатолий Караваев
Российский авторынок постепенно замедляет падение: в июле продажи новых машин снизились на 27,5%, хотя еще в апреле падение достигало 42,5%. Эксперты считают сложившийся тренд обманчивым — никаких кардинальных положительных сдвигов на авторынке не произошло, а снижение темпов падения объясняется низкой базой прошлого года, господдержкой и скидками.

В июле на российском рынке было продано 131 087 новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). Падение рынка по сравнению с июлем прошлого года составило 27,5%. В общей сложности за семь месяцев с начала года в стране был продан 913 181 автомобиль, что почти на полмиллиона машин меньше, чем год назад. Такие данные содержатся в ежемесячном отчете комитета производителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

По сравнению с последними месяцами, когда темпы падения рынка превышали 40%, результат июля кажется относительно оптимистичным.

Впрочем, глава комитета Йорг Шрайбер не питает излишнего оптимизма относительно результата продаж в июле. «После суммарной потери 36% объема в первой половине года результат июля с минусом 27,5% выглядит почти как хорошая новость. На самом деле то, что мы видим, — это результат низкой базы в соответствующий период прошлого года. Фундаментальное поведение автомобильного рынка продолжает разочаровывать, даже несмотря на то, что это происходит в условиях неустойчивой экономики и снижающихся доходов потребителей», — прокомментировал он итоги минувшего месяца.

Шрайбер признает эффективность мер господдержки автобизнеса, но констатирует, что они недостаточны.

«Стимулирование продаж, осуществляемое через инструменты государственной поддержки, а также самими участниками рынка, доказало свою действенность для предотвращения еще большего падения.

Однако оно должно быть существенно усилено для того, чтобы развернуть тренд», — заявил он.

Стоит также отметить, что положительно влияют на продажи и действия самих автокомпаний. На фоне вновь стремительно слабеющего рубля производители не только не повышают цены, но и предложили до конца лета серьезные скидки, в том числе и на популярные доступные модели.

Тем не менее в июле продажи в разной степени упали у всех крупных автопроизводителей. Лидер рынка «АвтоВАЗ» реализовал почти 21 тыс. машин, что на четверть меньше, чем годом ранее. Идущие с приличным отрывом корейские Kia (13,3 тыс.) и Hyundai (12,2 тыс.) смогли продемонстрировать самое маленькое падение продаж среди топ-10, снизив свои показатели на 13% и 15% соответственно.

Идущий на четвертом месте Renault снизил реализацию на 35% (9,9 тыс.), а Toyota — на 28% (9,8 тыс.).

Особняком среди всех в первой десятке стоит УАЗ. Отечественному предприятию удалось не только сохранить прошлогодний уровень продаж, но и заметно его превзойти — 5129 машин, что сразу на 71% выше июля 2014-го.

Причина успеха очевидна: массовые госзакупки для различных специализированных структур, а также другие меры со стороны государства, стимулирующие спрос недорогих машин, сделанных в России.

Лучше других, как обычно, в июле себя чувствовали премиальные марки, спрос на которые в кризис не снижается. BMW продал на две машины больше, чем в прошлом году, — 2180 единиц, у Lexus прирост составил 5% — 1661 машина. Лидером роста без учета УАЗа в очередной раз стал Porsche — 460 проданных автомобилей в июле, что на 19% лучше прошлого года. Примечательно, что на общем благоприятном фоне люксовых марок сильное падение продаж демонстрирует Mercedes. В июле у немецкой марки продажи рухнули на 33%, до 2912 автомобилей. Ненамного лучше дела у Audi (–23%).

Lada Granta отстает от корейцев

Важные изменения произошли в модельном рейтинге.

Лидирующая до недавнего времени с большим отрывом Lada Granta сначала пропустила вперед Hyundai Solaris (10,2 тыс.), а в июле ее смог опередить еще один популярный корейский «бюджетник» — Kia Rio.

Обе модели были проданы в количестве чуть более 9 тыс. экземпляров, но Rio, во многом благодаря недавнему рестайлингу, смог вырваться вперед.

Тем не менее по итогам семи месяцев Granta все еще удерживает лидерство (72,6 тыс.). Учитывая, что волжский бестселлер каждый месяц всерьез теряет в продажах по сравнению с прошлым годом, а у корейских «бюджетников», напротив, наблюдается ощутимый рост, разрыв между ними будет только сокращаться, а Solaris (63,9 тыс.) до конца года, скорее всего, скоро обгонит Granta еще и в общем зачете. Тем более что после выхода на рынок долгожданных новинок «АвтоВАЗа» Vesta и X-Ray спрос на нынешние модели завода предсказуемо снизится.

На 4-м месте в модельном рейтинге расположился Volkswagen Polo (3685 машин), всего на один автомобиль меньше в июле Renault реализовал свой доступный седан Logan. В десятке лидеров неплохой рост продаж в июле показали Toyota Camry и RAV 4.

Без господдержки не обойтись

«Рынок постепенно входит в стадию стабилизации, — считает президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Владимир Моженков. — Вне всякого сомнения, снизить глубину падения позволили федеральные программы поддержки отрасли.

Мы тоже считаем, что до конца 2015 года и в 2016-м в автомобильной отрасли должны быть сохранены все действующие государственные программы. При этом ценовой коридор госкредитования необходимо увеличить до 1,5 млн руб.».

По прогнозам РОАД, сделанным на основе данных контрактования за июль 2015 (участники проекта — 300 дилерских центров), максимальные продажи августа окажутся на уровне 130 тыс. штук.

«Сегодня уже всем очевидно, что надежды на быстрый выход автомобильной отрасли из кризиса беспочвенны. Непрекращающееся падение курса рубля создает риск нового повышения цен на автомобили, и это станет для рынка еще одним негативным фактором. По итогам года Россия рискует вылететь из десятки крупнейших автомобильных рынков мира, — считает директор дилерского центра Toyota Lexus Ясенево, ГК «Рольф» Татьяна Форнасова. — В сложившейся ситуации дилеры рассчитывают на взвешенную маркетинговую политику импортеров и на расширение спектра мер поддержки со стороны государства: предложенных мер стимулирования отрасли, увы, не хватает, чтобы остановить падение».