Несмотря на снижение числа аварий по вине нетрезвых автомобилистов, правительство намерено продолжить активную борьбу с пьянством за рулем. Помимо того что с 1 июля была введена уголовная ответственность за повторный факт управления машиной в нетрезвом виде, на прошлой неделе правительство поручило министерствам разработать проекты федерального закона по введению принудительного лечения нетрезвых водителей, а также наделению правоохранительных органов правом задержать автомобиль, на котором ехал пьяный водитель, до внесения залога.
Напомним, что задуматься о новых шагах в борьбе с аварийностью правительству пришлось после череды крупных ДТП с участием пассажирских автобусов. На прошлой неделе на эту тему прошло совещание у президента России Владимира Путина. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в том числе заявил, что правительство разработало комплекс мер, направленных на сокращение смертности в ДТП. В частности, правительство поручило соответствующим ведомствам разработать нормы, вводящие наказание за опасное вождение, позволяющие дороже продавать полис ОСАГО злостным нарушителям ПДД, увеличивающие ответственность за качество строительства и ремонта дорог. В общей сложности список мер насчитывает 32 пункта, которые планируется реализовать в этом и следующем годах.
При этом, согласно данным ГИБДД России, аварийность в России продолжает снижаться. В январе – июле на российских дорогах произошло 86,6 тыс. ДТП с жертвами. Количество таких аварий снизилось на 8% в сравнении с этим же периодом прошлого года. За семь месяцев в ДТП погибли 11,8 тыс. человек — это на 13,1% меньше, чем было годом ранее. На 8,4% снизилось количество людей, получивших травмы, — до 122,1 тыс. человек.
В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова правительственные инициативы, направленные на усиление и ужесточение ответственности дорожников, транспортников и водителей, называют этапом в вопросе снижения смертности на дорогах. «Мы будем следить за ситуацией и дорабатывать предложения, которые сейчас будут готовить ведомства, которым это поручено, а при необходимости — вводить новые или совершенствовать имеющиеся, — рассказал «Газете.Ru» представитель секретариата Шувалова.
Но как оказалось, в борьбе с пьянством за рулем чиновники готовы пойти еще дальше.
От источника в федеральном правительстве «Газете.Ru» стало известно, что
власти в том числе могут вновь вернуться к обсуждению возврата так называемого нулевого промилле в качестве меры по снижению числа ДТП с участием пьяных водителей.
Источник считает, что, в частности, нельзя исключать того, что дискуссия о возвращении данной нормы снова станет актуальной. «Все разговоры о том, что его введение вызвало волну коррупции в рядах ГИБДД, а законопослушных водителей стали массово наказывать за якобы пьяную езду, несостоятельны», — говорит собеседник.
Стоит отметить, что ранее за отмену нулевого промилле, введенного в 2010 году, выступали не только эксперты и правозащитники, но и представители ГИБДД, депутаты и врачи: они поясняли, что эта норма не позволяет учитывать погрешность алкотестеров и естественный уровень алкоголя в организме некоторых людей. Против внесения поправок выступали премьер-министр Дмитрий Медведев, первый вице-премьер Игорь Шувалов, представители Минздрава и глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
Однако несмотря на желание политической элиты оставить закон как есть, с осени 2013 года водителей перестали считать пьяными, если в литре выдыхаемого ими воздуха содержится менее 0,16 мг алкоголя.
Тем не менее тема минимально допустимого алкоголя в организме водителя была вновь поднята в марте 2015 года: на обсуждении темы пьяных водителей в Госдуме Ирина Яровая заявила, что при поддержке Минздрава и Общественной палаты РФ намерена внести в Госдуму законопроект по отмене нулевого промилле, а также направить свою позицию в правительство.
Однако в окружении Ирины Яровой «Газете.Ru» эти намерения депутата опровергли, заявив, что она не занимается подготовкой такого законопроекта. Связаться с самой Яровой «Газете.Ru» не удалось.
Впрочем, статистика наглядно свидетельствует, что число таких правонарушений хоть и остается значительным, но все же снижается.
Согласно данным Госавтоинспекции, в январе – июле произошло 6,4 тыс. аварий по вине нетрезвых водителей легковых автомобилей — это на 9,3% меньше, чем за такой же период прошлого года. В этих ДТП погибли 1,4 тыс. человек (–13,2%) и еще 9,4 тыс. человек (–10%) были травмированы.
Гендиректор радио «Страна» Игорь Моржаретто, входящий в правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения, возглавляемую Шуваловым, считает возврат нулевого промилле недопустимым. «Если это вернут, это будет глупость.
У нас и сейчас нет разрешенной нормы содержания алкоголя в крови — есть только прописанная в законе возможная погрешность медицинского прибора»,
— рассказал «Газете.Ru» Моржаретто. — Однако пока я о такой идее не слышал — очередное заседание комиссии назначено на конец августа».
Собеседник отметил, что совсем недавно ответственность для нетрезвых водителей уже ужесточили, поэтому вводить сейчас новые меры не нужно. «Количество пьяных за рулем и так сокращается, — говорит Моржаретто. — Это значит, что ужесточения работают. Только что была введена уголовная ответственность для повторно севших за руль в пьяном виде. Еще пока непонятно, насколько эта норма окажется эффективна. Необходимо подождать хотя бы полгода, чтобы оценить ее действие. Кроме того, правительство уже предложило ввести задержание автомобиля и принудительное лечение. Но нельзя заниматься всем сразу».
Глава движения «Автомобилисты России» экс-депутат Госдумы Виктор Похмелкин также не считает, что существует необходимость введения новых ужесточений для пьяных водителей.
«Проблема не в том, что наказаний для пьяных автомобилистов у нас мало и они недостаточно суровы, а в том, что нет их неотвратимости, — рассказал «Газете.Ru» Похмелкин. — Известно множество случаев, когда за взятку инспекторы отпускали пьяного водителя. Кроме того, надо понимать, что никакие ужесточения на коренные причины проблемы воздействия не окажут: люди садятся за руль в нетрезвом виде, потому что не отдают себе отчета в своих действиях. Люди не только водят машину в состоянии опьянения, но и берутся за нож, например».
По словам собеседника, все предлагаемые ужесточения для водителей, пойманных за рулем в нетрезвом виде, звучат неубедительно.
«Отмена нулевого промилле как минимум грозит лишением прав автомобилистов с диабетом,
— отмечает Похмелкин. — Про кефир и квас, после употребления которых алкотестер показывает содержание алкоголя в крови, — это, конечно, выдумки. Но многие автомобилисты с заболеваниями могут от этого пострадать. Также неправильно отправлять водителя на принудительное лечение, если он не алкоголик. А таких среди тех, кого ловят за рулем в нетрезвом виде, большинство».
Напомним, что в России действует федеральная целевая программа ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Основной целью программы является существенное снижение смертности на дорогах к 2020 году. Источник в правительстве пояснил «Газете.Ru», что внедрение разработанных правительством мер позволит существенно сократить количество гибнущих на дорогах людей: с почти 28 тыс. в 2012 году до 19,5 тыс. человек в 2020-м. «Конечно, ведомства и субъекты Федерации должны работать над тем, чтобы в ДТП погибало еще меньше людей, чем обозначено в ФЦП», — уточнил собеседник.