Кризис добивает автошколы

Количество автошкол в Москве за год сократилось на 45%

Спустя год после масштабной реформы системы обучения водителей количество автошкол в Москве сократилось на 45%. Однако очередей из желающих получить права или открыть новую категорию нет – желающих пройти обучение из-за выросших цен и экономического кризиса стало намного меньше. В то же время эксперты отмечают, что главная проблема образовательной реформы так и не была решена – обучение будущих водителей не стало эффективнее.

ГИБДД Москвы отчиталась о своей деятельности по аккредитации автошкол согласно новым правилам, вступившим в силу почти год назад.

Обследованием материальной базы учебных заведений занимается специально созданная рабочая группа ГИБДД Москвы. По состоянию на 28 июля текущего года, к ним поступило 593 заявления на обследование соответствующей базы от столичных автошкол.

После проверки Госавтоинспекция выдала заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям 261 автошколе, а отказала в выдаче аккредитации 228 организациям. Таким образом, если до реформирования системы образования будущих водителей в столице действовало порядка 350 учебных заведений, то сейчас их количество не превышает 200.

Новые, более жесткие требования к российским автошколам вступили в силу с 12 августа 2014 года. Так, например, в учреждениях, готовящих водителей, запретили преподавать специалистам без высшего образования. Кроме того, автошколы обязали оснащать классы определенным техническим оборудованием и обзавестись собственными площадками для оттачивания навыков вождения и даже столовыми.

Предполагалось, что ужесточенные требования к образовательным организациям позволят отсеять те из них, которые на самом деле не заинтересованы в качественном обучении водителей. Однако пока новые требования привели только к росту стоимости обучения, а его качество по-прежнему оставляет желать лучшего.

Пытаясь повлиять на ситуацию, в июне текущего года столичная ГИБДД выступила с критикой уровня подготовки столичных водителей. В Госавтоинспекции даже составили список из 50 московских автошкол, выпускники которых часто оказываются участниками ДТП.

Исполнительный директор Ассоциации автошкол Москвы Елена Зайцева отмечает, что автошколам с трудом удается пройти проверку ГИБДД, поскольку при обследовании она руководствуется не регламентом, а своими представлениями и внутренними рекомендациями.

«В результате автошколы не проходят проверку по самым разным причинам. Например, ГИБДД может заявить, что интернет-сайт автошколы не соответствует законодательству,

— рассказала «Газете.Ru» Зайцева. — Какие полномочия у Госавтоинспекции есть для того, чтобы определять это, непонятно. Автошкола может не получить заключение о соответствии из-за отсутствия на учебном стенде какого-нибудь графика. Все это никак не регламентировано, поэтому и возникают подобные проблемы. Кроме того, большинство учебных организаций вынуждено подавать в ГИБДД документы ежегодно, поскольку имеют срочные договоры аренды помещений. Разрешения ГИБДД выдает именно на этот срок, а потом приходится проходить проверку снова». Именно поэтому из 261 получившей от ГИБДД аккредитацию автошколы 66 заведениям пришлось получать разрешение повторно.

По словам собеседницы, в Москве сегодня работает около 200 автошкол, хотя до реформы существовало порядка 350 учебных организаций. «Однако никакого ажиотажа в автошколах сейчас нет. Напротив, из-за кризиса набор учеников снизился примерно на 40%», — добавила Зайцева.

О случаях коррупции при проведении обследований представителю Ассоциации автошкол не известно. «Я не исключаю того, что такие случаи есть, учитывая сложившуюся ситуацию», — уточняет она.

Главная проблема, с которой столкнулись в результате реформы столичные автошколы, заключалась в необходимости иметь в собственности или аренде собственную площадку площадью не менее 0,24 га для практических занятий. Из-за дефицита свободной земли в столице и высокой стоимости ее аренды не все школы, работавшие ранее, смогли удовлетворить это условие.

«На наши обращения по этому поводу власти отвечают, что земли под эти нужды не предусмотрены. В итоге ученики по-прежнему ездят практиковаться в вождении за МКАД»,

— резюмирует Зайцева.

Президент Российской академии профессионального транспортного образования Владимир Чуков отмечает, что в целом по России процесс аккредитации автошкол идет нормально, но главная проблема с реформой системы не была решена. «Качество подготовки водителей по-прежнему очень низкое, несмотря на новые программы, — рассказал он «Газете.Ru». —

Соблюдение всех требований должен был контролировать Гособрнадзор – ГИБДД не может, да и не должна за всем следить. Вот и получается, что реформа только усложнила жизнь автошколам и самим водителям, но коренных изменений не наступило».

Собеседник отдельно отметил, что после реформы в России так и не начали готовить водителей-профессионалов. «Неизвестно, кто водит сегодня, например, пассажирский транспорт. По последним громким авариям становится понятно, что ситуация не меняется», — пояснил Чуков.

Стоит отметить, что ранее в ГИБДД «Газете.Ru» заявляли, что процесс аттестации автошкол в России идет в рабочем режиме. «Все, кто работал законно и по правилам, не сталкивается ни с какими проблемами», — отмечали в ГИБДД.