Регионы спасают автопром

Автопроизводители не смогут обойтись без господдержки

Алина Распопова
Без мер экономической поддержки российский автопром не сможет продержаться долго. Как поддерживают автопроизводителей в различных регионах и что сами компании считают наиболее эффективным, разбиралась «Газета.Ru».

Для поддержки автопропроизводителей в условиях нестабильной ситуации в экономике правительство продолжает использовать зарекомендовавшие себя меры, постоянно выделяя из бюджета существенные суммы.

Последним таким решением стало опубликованное на этой неделе распоряжение Дмитрия Медведева о выделении из бюджета 3 млрд руб. на оснащение автопарков 23 регионов автобусами, работающими на газомоторном топливе. Кроме того, согласно сообщению на сайте правительства, субсидии выделены на закупку техники на газомоторном топливе для предприятий ЖКХ.

При этом в первом квартале 2015 года Минпромторг уже выделил 10 млрд руб. на поддержку отечественного автопрома, а в начале июля Медведев подписал постановление о выделении еще дополнительных 5 млрд руб. субсидий. Между тем представители региональной власти на местном уровне также стремятся создать наиболее благоприятные условия для автокомпаний, стараясь сделать свой регион для них более привлекательным. «Газета.Ru» изучила, на какие льготы и помощь могут рассчитывать автокомпании, ведущие свой бизнес в России и страдающие от резкого снижения спроса на свою продукцию.

Для Ford: налоговые льготы и компенсация стоимости доставки

Снизить на 50% налог на имущество для производителей легковых автомашин сроком на три года предложил врио губернатора Ленобласти Александр Дрозденко. Воспользоваться льготами сможет пока единственный автопроизводитель в регионе — завод Ford, поскольку завод американской марки General Motors был закрыт. Производственная мощность завода — более 160 тыс. автомобилей в год, на нем работает около 1,5 тыс. человек. В 2014 году, из-за снижения курса рубля и падения объема продаж на российском рынке, завод Ford перешел на односменный режим работы и ввел неполную рабочую неделю, были уволены по соглашению сторон 700 человек. Это повлекло за собой забастовки рабочих, которые требовали увеличения зарплаты и гарантий сохранения рабочих мест.

Согласно поправкам к закону «О налоге на имущество организаций», который Дрозденко внес на рассмотрение заксобрания Ленобласти, предлагается установить ограниченный период действия льготы: с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018-го.

Власти региона полагают, что новые меры господдержки позволят «компенсировать часть затрат, связанных с запуском в производство обновленного модельного ряда автомобилей» и «предложить потребителям конкурентоспособную цену на автомобили, произведенные в Ленинградской области».

Отметим, что в 2015 году завод Ford во Всеволожске получит 13,8 млн руб. из бюджета региона. В рамках подпрограммы «Развитие промышленности и инноваций в Ленинградской области» бюджет будет субсидировать 15% затрат на перевозку автомашин до дилерских центров в других регионах, а также 100% затрат — на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.

Нижний Новгород и «ГАЗ»: надежда на поддержку экспорта

В Нижнем Новгороде на «ГАЗе» собирают автомобили «ГАЗон NEXT» и «ГАЗель NEXT». Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области, благодаря принимаемым на федеральном и региональном уровнях мерам поддержки удалось несколько компенсировать допущенное в начале года снижение производства.

В мае правительство Нижегородской области подписало соглашение с Минпромторгом о взаимодействии в сфере промышленной политики и торговли. Кроме того, в рамках программы снижения напряженности на рынке труда за счет организации временной занятости и опережающего обучения планируется участие 35 предприятий региона, на ее реализацию выделено более 145 млн руб. федеральных средств и более 7 млн руб. региональных средств.

В пресс-службе компании «ГАЗ» отметили, что в условиях, когда российский рынок сжимается, особенно важно развитие экспортных продаж.

«Мы продаем не только продукт, а весь его жизненный цикл, что требует не только разработки и сертификации экспортных моделей, но и создания системы сервисного обслуживания, формирования запасов запасных частей в зарубежных странах, — сказали в пресс-службе «ГАЗа». — Во многих странах автоэкспорт развивается именно за счет комплексных программ господдержки, поскольку это одно из ключевых направлений повышения диверсификации экономики. Для поддержки российских экспортеров необходимо совершенствование системы экспортного финансирования — развитие льготного лизинга и автокредитования, субсидирование логистических затрат и разработок экспортных модификаций и другие меры».

Тольятти: «АвтоВАЗ» и чиновники на Lada Vesta

«АвтоВАЗ» приветствует государственные программы поддержки продаж новых автомобилей, наиболее масштабной из которых стала программа по обновлению автопарка, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании. — В том числе помогает и субсидирование лизинга и процентной ставки по кредиту, trade-in. То, что мы в числе лидеров по продажам с использованием этих программ, объясняется ростом популярности на наши автомобили со стороны клиентов. К примеру, Lada Granta является лидером продаж в сегменте до 600 тыс. руб., а на фоне снижающегося рынка компания наращивает рыночную долю. Кроме того, программа нацелена на поддержку российских автопроизводителей, а «АвтоВАЗ» остается крупнейшим из них. Что касается поддержки со стороны региональных властей, то мы постоянно сотрудничаем с администрацией Самарской области и ощущаем их поддержку. В частности, недавно в Набережных Челнах был подписан меморандум по развитию инфраструктуры и использованию автомобилей на газомоторном топливе на территории Самарской области. Мы производим пилотную партию Largus CNG, которые будут ездить на сжатом газе».

Отметим, что

губернатор Самарской области заявил, что с выходом на рынок Lada Vesta большинство местных чиновников постепенно пересядут на эти автомобили с учетом износа уже имеющихся».

Поддержка Минпромторга

Согласно данным Минпромторга, в России с января 2015 года по программам господдержки авторынка были реализованы 235 тыс. автомобилей всех типов. Для поддержки автопроизводителей с этого же времени работает программа обновления автопарка. Помимо этого, 1 апреля вступила в силу госпрограмма льготного автокредитования, а программа льготного лизинга была запущена 15 мая.

В результате в первом полугодии государство субсидировало 28% из проданных за это время 820,7 тыс. автомобилей всех типов.

По данным Минпромторга, автомобилям марки Hyundai принадлежит 32% продаж по программе льготного автокредитования, далее следуют «АвтоВАЗ» (21%), Renault (14%), Volkswagen (11%) и Nissan (10%). Пятерка самых популярных моделей выглядит следующим образом: Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Kia Cee'd и Lada Largus.

По программе обновления автопарка лидером по-прежнему остается «АвтоВАЗ». С 1 января компания продала более 60 тыс. автомобилей.

Второе место занимает группа ГАЗ, которая реализовала свыше 17 тыс. машин, далее следуют Volkswagen, Renault, Nissan, Hyundai, УАЗ и Kia. По программе льготного лизинга, доступного как юридическим, так и физическим лицам, наиболее востребованы автомобили Volkswagen (20% продаж), Lada (12%), Hyundai (11%) и Nissan (9%). Продажи по этой программе составили более 7,6 тыс. автомобилей, в ней участвуют 46 российских лизинговых организаций.

В Минпромторге РФ оперативно ответить на отправленный во вторник запрос «Газеты.Ru» не смогли, так же как и в пресс-службе министерства по внутренней политике и коммуникациям Калужской области.

Мнение эксперта: без поддержки не обойтись

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков уверен, что меры господдержки весьма важны и в ближайшее время руководство страны не должно от них отказываться.

«До недавнего времени автокомпании увеличивали свои производственные мощности в надежде на то, что рынок будет расти, — сказал Рожков «Газете.Ru».

— Компании повышали уровень локализации, что также потребовало от них использования как собственных, так и заемных финансовых ресурсов. И сейчас отказываться от мер господдержки рано, государство должно еще некоторое время стимулировать потребительский спрос. В настоящее время льготное автокредитование по всем параметрам по своей эффективности обгоняет программу утилизации, также важное влияние оказывает поддержка отдельных производителей запчастей, которая чаще ведется на местном уровне».

Эксперт отметил, что местные власти, в свою очередь, должны оказывать помощь автопроизводителям, которые ведут работу в их регионах, для сохранения инвестиционной привлекательности. Это могут быть снижение налогов на недвижимость и землю, а также прочие льготы, которые власти могут предоставить на местном уровне.