«Автомобильного лежбища быть не должно»

Московские власти могут ввести прогрессивный тариф на платную парковку

Алина Распопова
Разгрузить центр Москвы от пробок может введение прогрессивного тарифа на парковку, но более радикальные меры могут стать шоком для горожан, поэтому на данный момент они «оторваны от реальности» и их даже не будут рассматривать. Так отреагировали в дептрансе на предложения специалистов МАДИ повысить стоимость парковки в центре до 200 руб. в час и ограничить время стоянки двумя часами.

Специалисты Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), проведя масштабное исследование парковочного пространства в пределах Бульварного кольца по заказу правительства столицы, пришли к выводу, что значительное повышение стоимости парковки — до 200 руб. в час — сможет разгрузить центр Москвы.

Также в списке предложений по оптимизации трафика значатся введение прогрессивной шкалы тарификации на парковку автомобилей и ограничение времени стоянки до двух часов. Такие рекомендации на заседании «круглого стола» с участием экспертов и представителей дептранса представил первый проректор МАДИ, завкафедрой проектирования дорог Павел Поспелов.

Для оценки работы платных парковок в пределах Бульварного кольца была исследована территория общей площадью около 650 га. Эксперты фиксировали адреса, тип паркинга, загруженность улиц, количество и виды нарушений, а также провели подробный социологический опрос 2,5 тыс. водителей.

Выяснилось, что общее число парковочных мест на этой территории составляет 20–21 тыс. Из них в дворовых территориях насчитывается 8246 машино-мест, 5–6 тыс. — в капитальных паркингах, а на улицах без нарушения можно припарковать 5277 автомобилей. Однако 28% водителей, бросающих автомобили на улице, предпочитают не оплачивать стоянку (1479 человек).

На поиск парковки — лишние 20 км


В МАДИ подсчитали, что на 25% площадей в пределах Бульварного кольца наблюдается значительное преобладание внеуличных паркингов над уличными. При этом капитальные паркинги в основном работают на платной основе, и уровень действующих в них тарифов достигает 300 руб. в час.

В МАДИ также выяснили, что около 80% водителей ищут парковочные места более 2–3 минут, при этом время поиска может достигать 20 минут, что приводит к «блуждающему трафику». Так специалисты называют процесс кружения в поисках свободного места, в ходе которого водитель может проехать до 20 лишних км. Между тем мировой опыт задает норму поиска в пределах 2–3 минут.

«Огромное количество людей занимают платную стоянку на 10–12 часов, — рассказал Поспелов. — Они приезжают на работу, при этом стараются сделать это пораньше и лишают тем самым возможности припарковаться тех людей, которые приезжают в центр по делам».

Большинство водителей считает действующие тарифы «неощутимыми»


Отметим, что, согласно результатам опроса, поездка в зону Бульварного кольца по рабочим дням для 63% респондентов является основной, 64% паркуются на улице из-за низкого тарифа. При этом 72% респондентов считают долю затрат на платные парковки «неощутимой», а 39% автомобилистов признались, что стоимость парковки им вовсе оплачивают работодатели.

«Люди наворачивают до 20 км в поисках парковки, а осенью будет еще хуже, — уверен Поспелов. — Это произойдет из-за тех, у кого есть 80 руб. в кармане и которые не хотят оставить автомобиль на перехватывающей парковке, которых у нас достаточно, и пересесть на общественный транспорт. Нужно организовывать парковочное пространство так, чтобы им пользовались. Также выходом может стать ограничение времени въезда на территорию Бульварного кольца — до двух часов. Если мы хотим, чтобы в центе города не было пробок, давайте создавать такие условия, чтобы человек туда просто не поехал. Нужно убирать автомобили, отдавать приоритет пешеходам, которые пользуются общественным транспортом, ездят на велосипедах».

Также, по мнению Поспелова, одним из вариантов улучшения транспортно-пропускной способности в пределах Бульварного кольца может стать введение прогрессивной шкалы тарификации. Например, первый час стоянки будет стоить 80 руб., второй — 130 руб. и т.д.

«Этот способ хорошо зарекомендовал себя на территории делового комплекса «Москва-Сити», — пояснил Поспелов.

Запрет «автомобильных лежбищ»


Результаты исследования экспертов Московского автомобильно-дорожного института поддержал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

«Автомобильного лежбища, кладбища автомобилей быть не должно, — заявил Блинкин. — Цен, ниже трех евро за час стоянки, в мировых мегаполисах не бывает. При этом 70% людей говорят, что действующие расценки их устраивают, получается, что парковка для них практически бесплатная. Расходы на парковку с точки зрения владения автомобилем остаются совершенно неощутимыми. А еще 30% людей, которым оплачивают стоянку работодатели, должны платить с этого налоги. Выходом действительно может стать обязанность перепарковаться через два часа, после того как водитель занял место, либо введение прогрессивного тарифа. Что-то из этого необходимо ввести в действие до осеннего пика. Это меры сегодняшнего дня, а не 2017–2018 годов. Удобные парковки на улице должны быть для тех, кто ведет активный образ жизни. Лежбища на 10–12 часов город не выдержит».

Повышение тарифов — шок для горожан


Глава ГКУ «АМПП» (Администратор московского парковочного пространства) Александр Гривняк заявил на заседании «круглого стола», что результаты исследования стали для него неожиданными. «Пропускная способность города улучшалась, но в пределах Бульварного кольца ситуация становится хуже, порой загруженность достигает 90–100%. При этом хаотичная парковка прекратилась, люди стали культурнее, появляется все меньше людей с закрытыми номерами, поскольку улицы патрулируют пешие инспекторы, уменьшилось количество ДТП, и за три года работы парковочного пространства ситуация стала достаточно позитивной — люди поняли, что это удобно, и готовы платить».

Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Поляков в свою очередь рассказал, что средняя скорость на улицах города увеличилась на 12%, при этом подчеркнул, что количество автомобилей в городе не снижается.

«С 24 августа ситуация в городе резко ухудшится, люди будут готовиться к началу учебного года, приедут за покупками гости из регионов, — сказал Поляков. — Нужно уходить от того, чтобы центр столицы использовался для проезда в другую точку города».

Первый заместитель руководителя дептранса Сергей Андрейки заявил, что эффект от платной парковки в городе есть и пропускная способность магистралей растет — в том числе благодаря наполняемости общественного транспорта. Однако внутри платной зоны есть диспропорция: так, ТТК (Третье транспортное кольцо) «стало вести себя более живо по сравнению с территорией внутри Бульварного кольца, которая весьма загружена».

«Некоторые люди паркуются на местах для инвалидов, несмотря на повышение ответственности за это, есть и те, кто паркуется вторым рядом, и мы с этим боремся», — сказал он.

Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», Сергей Андрейкин признал, что так называемые «автомобильные лежбища» — это действительно проблема для города, однако назвал выводы, сделанные экспертами МАДИ, шокирующими и тревожными.

Поэтому единственным предложением МАДИ, которое согласились рассмотреть в дептрансе, стало введение прогрессивного тарифа.

«Сделанные выводы шокируют. Получается, что проблему нужно решать уже вчера, поскольку, по прогнозам, этой осенью на дорогах будут огромные сложности. Однако часть предложений экспертов оторвана от реальности. Повышение цен до 200 руб. в час, конечно, поможет снизить блуждающий трафик, но при этом цены сравнятся с запросами подземных паркингов. Такой шаг может стать шоком для населения, поэтому данный подход для нас не актуален, это преждевременно, — заявил Андрейкин. — Ограничение времени стоянки двумя часами может исключать деловые поездки, люди могут просто не успеть провести встречу, поэтому поступать так тоже было бы неправильно. Эффект будет, но так мы лишим людей возможности парковаться и успеть закончить вовремя все дела. Что качается прогрессивной шкалы, то это не новый вариант. И это является наилучшей мерой. Такая шкала позволит повысить оборачиваемость транспорта, избавиться от блуждающего трафика. В «Москва-Сити» все паркование занимает не более часа. Департамент рассмотрит этот вариант более детально».