«У авторынка нет поводов расслабляться»

Продажи новых машин в России в первом полугодии сократились на 36,4%

В июне продажи новых машин в России сократились почти на 30%, что значительно меньше падения в предыдущие месяцы. Тем не менее и бизнес, и российские власти пока настроены пессимистично. Ассоциация европейского бизнеса ухудшила свой прогноз на 2015 год: с -24,2% (прогноз в начале года) до -36%, а глава Минпромторга Денис Мантуров спрогнозировал, что своего дна рынок достигнет к концу года.

В июне в России было реализовано 140,1 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 29,7% меньше, чем в этом же месяце 2014 года. Падение объемов продаж машин по итогам полугодия составило 36,4%. Всего с начала года российские дилеры реализовали 782 тыс. единиц. Такие данные приводятся в отчете комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.

Как отмечает руководитель комитета Йорг Шрайбер, несмотря на некоторые улучшения ситуации на авторынке, настроения участников рынка остаются сдержанными.

«Пока нет повода расслабляться, но стоит отметить, что падение рынка по отношению к соответствующему периоду прошлого года менее драматичное, чем в предыдущие месяцы, начиная с февраля,

— заявил он. — Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики, которые поддерживают рынок. Первый — это понижение ключевой ставки Центробанка, и второй — это продолжающаяся правительственная поддержка покупателей новых автомобилей (недавно увеличенная) как путем субсидирования ставок розничного финансирования, так и путем поддержки обновления подержанных и очень старых автомобилей. Несмотря на сказанное выше, настрой участников рынка на оставшиеся шесть месяцев года остается сдержанным».

Шрайбер также добавил, что комитет на основании мнений своих членов изменил прогноз на 2015 год до 1,55 млн пассажирских и легких коммерческих автомобилей, что эквивалентно 36-процентному снижению продаж по сравнению с 2014 годом, который завершился с результатом 2,49 млн единиц.

Меньшее, чем в целом по рынку, падение объемов продаж по итогам первого квартала отмечается у неизменной тройки лидеров — Lada, Hyundai и Kia. Российская марка реализовала в январе — июне 140,6 тыс. единиц, что на 27% автомобилей меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а южнокорейские компании — на 11% (79,4 тыс.) и 19% (76,2 тыс.) соответственно.

Среди десятки лидеров первого полугодия лучше рынка чувствуют себя ГАЗ (31,7 тыс. и -26% ), Skoda (28 тыс. и -33%) и Mercedes-Benz ( 22,9 тыс. и -3%).

У остальных марок, вошедших в топ-10 по объему реализации, продажи упали сильнее рынка. С начала года Renault продала 57,1 тыс. единиц (-41%), Nissan — 50,5 тыс. единиц (-39%), Toyota — 47 тыс. единиц (-38%), а Volkswagen — 36,5 тыс. единиц (-46%).

Единственным брендом на российском рынке, который нарастил продажи, как в прошлом месяце, так и по итогам января — июня, стал японский Lexus.

В прошлом месяце спрос на автомобили премиум-марки увеличился на 2% (1,6 тыс. проданных машин), а с начала года рост достиг 8% (9,4 тыс. проданных машин). Интерес потребителей к автомобилям бренда обусловлен в том числе и снижением компанией рекомендованных розничных цен в начале июня. Так, шесть моделей марки подешевели в среднем на 15%.

В верхней части модельного рейтинга после подведения итогов июньских продаж глобальных перемен не произошло. Однако стоит отметить резкий рост спроса в прошлом месяце на модель Lada Granta, которая за счет действия госпрограмм вновь возглавила рейтинг, оттеснив на второе место Hyundai Solaris. Корейский бестселлер хоть и удержал второе место, чуть-чуть опередив Kia Rio, но с показателем 9247 машин тягаться с Granta не смог.

Бестселлер «АвтоВАЗа» в июне был распродан в количестве 14 тыс. единиц, хотя еще в мае этот показатель составлял всего 8,5 тыс. штук, что и позволило тогда Solaris вырваться вперед в рейтинге моделей.

Ситуацию на российском авторынке в среду прокомментировал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По его мнению, ситуация начнет улучшаться лишь в конце года.

«Смотрите, сколько инструментов (поддержки автомобильного рынка) дали: льготный лизинг субсидируем, льготные автокредиты дали, целевые закупки, поддерживаем спрос через скидки. Просто уже иссякли, честно говоря. Ждем, когда дна коснется рынок автопрома и начнется рост. Предрекаем, что это будет с конца этого года», — цитирует Мантурова «Интерфакс» в ходе встречи с главами иностранных торгово-промышленных палат, осуществляющих деятельность в России, и представителями иностранного бизнеса в рамках выставки «Иннопром-2015».

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отмечает, что такой результат полугодия не стал сенсацией. «Тенденция была очевидна и складывалась из нескольких факторов, — рассказал «Газете.Ru» он. — Сказался эффект базы — в прошлом году летом темпы падения рынка начали расти. Кроме того, положительно влияли на спрос программы государственной поддержки авторынка и промоакции производителей и дилеров.

Еще один фактор заключается в том, что шок от резкого повышения цен у покупателей уже прошел — они привыкли к новым ценам».

Беспалов также считает, что российский рынок по итогам года сократится на 25–30%. «Прогноз комитета АЕБ достаточно консервативен. Я полагаю, что тенденция на рынке сохранится, что позволит достичь к концу года падения продаж максимум на 30%», — уточнил собеседник.

Директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф Юг-Восток» Светлана Виноградова уверена, что равновесие на рынке неустойчиво, а падение продаж может остановиться только при совпадении нескольких факторов. «Это поддержка отрасли со стороны правительства, в частности, расширение программы льготного автокредитования на автомобили ценой до 1,5 млн руб., — рассказала «Газете.Ru» она. — Это стабильность рубля, поскольку его падение сразу влечет рост цен на автомобили. Также важна взвешенная политика импортеров в отношении ценообразования и маркетинговых задач, которая позволит избежать затоваривания дилерских складов».