До «Шарика» пока бесплатно

Ездить по М11 от Москвы до Шереметьево можно будет бесплатно до осени

Алина Распопова
Проезд от Москвы до Солнечногорска по трассе М11 станет платным только к осени, а не 1 июля. «Автодору» требуется время на то, чтобы протестировать систему сбора платы и обеспечить ее работу без сбоев. При этом стоимость проезда от Москвы как до Шереметьево, так и до Солнечногорска будет существенно отличаться от ранее заявленной. Эксперт уверен, что после начала сбора денег за проезд на М11 будут скапливаться пробки.

Участок трассы М11 Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км — от Москвы до Солнечногорска — может стать платным только к осени. Об этом председатель правления государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах заявил агентству городских новостей «Москва».

«Я затрудняюсь сказать, будет ли введение платности 1 сентября или 1 октября, но я полагаю, что не меньше двух месяцев понадобится нам на тестирование системы взимания. Вероятно, платность на участке 15–58-й км будет введена к осени», — сказал Кельбах.

Он отметил, что точной даты введения платы за проезд на этом участке нет, так как, в первую очередь, необходимо протестировать систему, чтобы она работала без сбоев.

«Тестирование системы взимания платы может продлиться сколько угодно долго, оно будет происходить до момента, пока система не будет работать идеально, без сбоев, — пояснил Кельбах. — Опыт с запуском платности на самых первых участках показал, что именно на начальном этапе, когда мы ставим пункты взимания платы под нагрузку в реальном транспортном потоке, сразу системные ошибки начинают захлестывать друг друга, поэтому мы избрали другую тактику. Предварительно за месяц, а то и за два месяца мы тестируем систему, пока она не будет работать бесперебойно».

Как в свою очередь сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ГК «Автодор», «никаких сбоев и трудностей при запуске системы введения платы за проезд нет».

«Распоряжением правительства концессионеру — Северо-Западной концессионной компании (СЗКК) — дали право вводить платность с 1 июля, — пояснили в пресс-службе ГК «Автодор». — Что не означает, что именно в этот день платность должна быть введена.

Система взимания платы должна проработать в тестовом режиме. До тех пор, пока у оператора не будет полной уверенности в том, что система сбора платы не создаст затруднений в движении. Тестирование будет вестись так же, как и на платных участках М4: автомобили будут подъезжать к шлюзам пунктов взимания платы, останавливаться перед шлагбаумами, те будут подниматься, затем автомобили будут проезжать дальше. Деньги при этом платиться не будут».

При этом в тексте самого документа четко прописано, что участок трассы М11 от Москвы до Солнечногорска, который включает в себя отрезок от Москвы до аэропорта Шереметьево, станет платным именно с 1 июля 2015 года.

«В соответствии со статьей 36 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установить, что использование скоростной автомобильной дороги М11 Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58 с характеристиками согласно приложению №1 осуществляется на платной основе в течение 99 лет с 1 июля 2015 года», — говорится в распоряжении правительства РФ.

Отметим также, что, по информации «Газеты.Ru», заявленная ранее главой администрации президента РФ Сергеем Ивановым стоимость проезда до аэропорта Шереметьево будет заметно отличаться от действительной.

Так, ранее называлась сумма 100 руб. за проезд до аэропорта Шереметьево и 300 руб. за поездку по всему участку. Однако в пресс-службе ГК «Автодор» заявили, что тарифы пока не утверждены. Источник «Газеты.Ru» в свою очередь сообщил, что реальные тарифы будут совсем другими, но в какую сторону они будут отличаться от ранее заявленных, ответить затруднился. По его словам, в настоящее время ведется серьезная исследовательская и маркетинговая работа по созданию тарифной сетки, включая проведение опросов и оценку машинопотока.

Для сравнения: стоимость проезда по федеральной трассе М11 Москва — Санкт-Петербург составит 1 руб. за 1 км для легковых автомобилей. Об этом во время встречи с жителями Новгородской области ранее сообщал Сергей Кельбах. При въезде в Санкт-Петербург стоимость проезда по дороге возрастет до 2 руб. 30 коп. за 1 км, а при выезде из Москвы — до 5 руб. 50 коп. «По самым грубым подсчетам, стоимость проезда легкового автомобиля от Москвы до Санкт-Петербурга составит в пределах 1 тыс. руб.», — пояснял ранее Кельбах.

Напомним, что участок трассы 15–58-й км официально был открыт 23 декабря 2014 года. Скоростная автомобильная дорога М11 Москва — Санкт-Петербург пройдет от МКАД до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Ее общая протяженность составит 669 км. Строительство магистрали ведется в несколько этапов. Как ранее сообщал Кельбах, скоростная автомобильная дорога М11 Москва — Санкт-Петербург будет полностью сдана в эксплуатацию в мае 2018 года. Как пояснили в пресс-службе ГК «Автодор»,

в ближайшее время платными должны стать два построенных участка М11: головной (с 15-го по 58-й км) и обход Вышнего Волочка в Тверской области.

Мнение эксперта

Экс-гендиректор научно-производственного объединения «Призма» Сергей Ласкин заявил «Газете.Ru», что создание и запуск подобной системы сбора оплаты у него заняли бы не более месяца.

«Такую систему можно полностью смонтировать, настроить и запустить за месяц, — сказал Ласкин. — Задача примитивная, и ее можно сравнить с принципом отлова водителей, которые едут по выделенной полосе. Есть точка входа и выхода, а чтобы на въезде при оплате не образовывалось пробок, лучшим вариантом стала бы установка системы фотофиксации.

Тот же самый принцип, как и со штрафами: машина проехала, камера зафиксировала госномер, а на почту автовладельцу приходит извещение об оплате.

У камер фото- и видеофиксации очень низкая погрешность, это означает, что только один из 10 тыс. автомобилей сможет проехать «необилеченным». Что касается потенциальных нарушителей с нечитаемыми номерами, то для борьбы с ними в самом начале платного отрезка должен дежурить сотрудник ГИБДД — это будет в разы дешевле создания различных конструкций. Для удобства водителей можно создать специальный сайт, где каждый водитель сможет завести свой лицевой счет. Ведь сейчас такие системы будут внедряться повсеместно, и такое убожество может появиться на всех платных дорогах».

Эксперт «Газеты.Ru» считает, что в случае сбора наличной оплаты водителей это будет только нервировать, а в использовании транспондеров не все смогут разобраться.

«В XXI веке не место таким схемам, когда в окошке сидит бабушка и собирает наличные деньги, — говорит Ласкин. — Все это будет вываливаться, люди будут тормозить, что привет к появлению пробок.

Использовать транспондеры в то время, когда уже создана единая база госномеров, а система может определять даже габариты автомобилей, просто глупо!

Будет ад, тем более первое время, когда люди будут вникать в происходящее. Посмотрите, что сейчас происходит в аэропортах — система пропуска работает уже давно, но люди до сих пор не понимают, что делать с этими карточками, выходят из машин и так далее».