Уголовная ответственность за пьяную езду
Самым серьезным нововведением станет серьезное ужесточение ответственности водителей за езду в нетрезвом состоянии
Для виновников пьяных аварий со смертельным исходом впервые вводится минимальный нижний предел наказания, что фактически не позволит им каким-либо способом избежать колонии.
Сейчас в случае аварии с одним погибшим пьяному водителю по ч. 4 ст. 264 УК РФ грозит лишение свободы на срок до семи лет. С 1 июля 2015 года в таком случае нарушителю будет грозить уже от двух до семи лет лишения свободы. То есть в законе впервые появится нижний предел наказания, который гарантирует, что подсудимый не сможет отделаться чрезмерно мягким наказанием. Срок лишения свободы по ч. 6 ст. 264 УК РФ (за ДТП с двумя и более погибшими) составит от четырех до девяти лет.
Кроме того, в УК РФ была введена новая статья — 264(1).
По ней впервые смогут привлекаться к уголовной ответственности пьяные водители или водители, отказавшиеся от освидетельствования, даже в том случае, если они не успели совершить серьезную аварию. Ответственность им придется нести в случае повторного совершения проступка.
Наказание будет применяться в том случае, если нарушитель пойман за рулем в нетрезвом состоянии в течение года после возврата водительских прав за такое же нарушение. Те автомобилисты, у кого срок лишения прав еще не прошел, при повторной поимке также будут нести уголовную ответственность.
Заместитель начальника управления ДПС МВД России подполковник полиции Александр Быков пояснил, что нарушитель также должен будет обязательно оплатить действующий сейчас за пьяную езду штраф в 30 тыс. руб., и год для водителя будет отсчитываться не со дня окончания срока лишения прав, а с момента уплаты штрафа.
Впрочем, важно понимать, что колония грозит пьяным водителям-рецидивистам лишь в крайнем случае. В качестве наказания для них также предусмотрен штраф от 200 до 300 тыс. руб. или принудительные работы. Но при любом наказании в обязательном порядке водителей будут лишать водительских прав сроком на три года.
Как считает автор законопроекта об ужесточении ответственности для пьяных водителей — первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, положительный эффект от этих поправок наступил еще до их вступления в силу.
«С начала года количество аварий с участием нетрезвых водителей уже снижается, — рассказал «Газете.Ru» он. — Принятие закона оказало профилактический эффект на водителей. Показатели снижаются даже с учетом того, что автопарк в России увеличился относительно прошлого года, а выявляемость таких правонарушений в последнее время выросла в связи с тем, что всех водителей, попавших в ДТП, в которых погибли люди, стали проверять на содержание алкоголя в крови».
По словам парламентария, не стоит полагаться на то, что только за счет этих ужесточений будет полностью решена проблема пьянства за рулем. «Нужен комплексный подход, который включает агитацию и социальную рекламу, — считает Лысаков. —
Водителей обяжут убирать машины после ДТП с дороги
С 1 июля в России начнут действовать поправки в ПДД, обязывающие водителей убирать машины с дороги после ДТП. Такая норма была внедрена для того, чтобы водители могли без проблем оформлять аварии самостоятельно (по европротоколу) или просто покидать место ДТП при отсутствии взаимных претензий.
Как поясняется в новой редакции п. 2.6.1 ПДД, если в результате аварии вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Если же в аварии есть пострадавшие, то освобождать проезжую часть требуется только в случае полного перекрытия движения для других транспортных средств. Согласно ст. 12.27 КоАП, сумма штрафа за невыполнение этого требования составит 1 тыс. руб.
Однако, как пояснил журналистам начальник управления правового регулирования ГИБДД Юрий Шакиров,
— отметил он, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru». — В постановлении правительства не уточняется, какое время дается водителям на то, чтобы убрать транспортные средства с проезжей части, поэтому наказывать водителей пока никто не будет».
Шакиров также пояснил, что в том случае, если в ДТП есть жертвы, водителям лучше воздержаться от перемещения транспортных средств.
— уточнил представитель ведомства.
Представители Госавтоинспекции пообещали в ближайшее время разместить на своем сайте памятку для водителей, в которой четко будут прописаны все алгоритмы действий при различных обстоятельствах ДТП.
ОСАГО уходит в интернет
Также в среду вступят в силу поправки в закон «Об ОСАГО», которые дадут автовладельцам возможность оформлять договоры страхования (полисы ОСАГО) через интернет. Для этого владельцу транспортного средства достаточно заполнить заявление на сайте страховой компании и оплатить полис. Сам документ будет предоставляться страхователю в электронном виде.
Как отмечает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, сегодня к системе электронного полиса уже подключены 22 крупнейшие страховые компании в России, которые контролируют 82% всего страхового рынка.
Ужесточаются правила перевозки детей
Перевозить группы детей с 1 июля по закону можно будет исключительно в автобусах, с момента выпуска которых прошло не более десяти лет. Также автобусы должны соответствовать требованиям к перевозкам пассажиров, быть допущенными к участию в дорожном движении и оснащенными тахографами, а также спутниковой навигацией ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Штраф за отсутствие светоотражателей на одежде
Новшества ожидают не только водителей, но и пешеходов. Так, с 1 июля их обязали носить в темное время суток (с 22.00 до 06.00) светоотражающие элементы. В населенных пунктах это требование ПДД по-прежнему будет носить рекомендательный характер, но при движении по обочинам или краю проезжей части вне населенного пункта фликер должен обязательно присутствовать на одежде пешехода.
Представители ГИБДД напоминают, что, согласно исследованиям, наличие фликера снижает риск попадания в ДТП в 6,5 раза.