«АвтоВАЗ» споткнулся о запчасти

«АвтоВАЗ» остановил конвейер из-за проблем с поставками автокомпонентов

Алина Распопова
«АвтоВАЗ» остановил конвейер из-за проблем с поставщиками автокомпонентов. Руководитель предприятия швед Бу Андерссон продолжает требовать от них отсрочек в платежах, снижения цен и повышения качества продукции, считают эксперты. Они отмечают, что поставщики привыкли работать по низким стандартам, но Андерссон этого не допустит и готов позволить предприятию пойти на короткий простой.

В понедельник вечером стало известно, что тольяттинский автогигант «АвтоВАЗ» остановил конвейер из-за проблем с поставками автокомпонентов. Как пояснил «Газете.Ru» руководитель пресс-центра автозавода Сергей Ильинский, сборочные линии встали в связи со сложностями в поставках компонентов, в том числе сидений, выхлопных систем, датчиков.

«Речь идет о полной остановке производства, — сказал Ильинский.

— Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы возобновить производство, ведя интенсивные переговоры с поставщиками. Рабочие сегодня занимались плановыми мероприятиями по улучшению своей рабочей среды».

При этом дату возобновления производства в компании пока не называют, что косвенно может свидетельствовать о серьезности ситуации.

Проблемные запчасти для завода поставляют несколько поставщиков, но с кем именно у завода возникли проблемы, пока неясно.

Французская Faurecia на своем заводе в Тольятти делает для «АвтоВАЗа» сиденья для моделей Renault Logan, Nissan Almera и Lada Largus. Есть у Faurecia в России и еще один завод по производству сидений — в Санкт-Петербурге. Среди прочих клиентов компании помимо упомянутых брендов есть еще и Volkswagen.

Кроме того, сиденья для основных «вазовских» моделей делают две тольяттинские компании «АвтоВАЗагрегат» и «ТПВ Рус».

Что касается выхлопных систем, то их «АвтоВАЗу» поставляют три компании: «АвтоВАЗагрегат», Faurecia и Eberspacher.

Поставку датчиков на автозавод осуществляет владимирский завод «Автоприбор».

Хронические проблемы

Отметим, что это далеко не первый случай, когда из-за отсутствия взаимопонимания с поставщиками «АвтоВАЗ» вынужден идти на крайние меры и останавливать производство. Дело в том, что президент предприятия швед Бу Андерссон еще в 2014 году поставил задачу увеличить отсрочку по оплате запчастей поставщикам и добиться от них снижения цены на свою продукцию и улучшения ее качества.

Кроме того, Андерссон задался целью в максимально возможной степени отказаться от услуг сторонних компаний-поставщиков. Так, как ранее рассказывал «Газете.Ru» источник на предприятии,

узнав, что заводу приходится закупать кресла для автомобилей по цене, сравнимой с креслами для Porsche, Андерссон пришел в ярость и потребовал пересмотреть политику закупок у поставщиков.

В продолжение скандала в конце прошлого года своей должности лишился директор «АвтоВАЗа» по закупкам Мариуш Напиорковски.

Согласно официальной формулировке, он был уволен из-за ненадлежащего исполнения обязанностей и несоответствия занимаемой должности. По факту же

Напиорковски выдворили с предприятия после того, как перебои и проблемы в работе поставщиков привели к тому, что на заводе было собрано порядка 4 тыс. некомплектных автомобилей, а также к полной остановке конвейера.

Именно в конце октября «АвтоВАЗ» внес существенные изменения в график расчета с поставщиками. Так, срок оплаты за комплектующие был увеличен с 30–40 дней сразу до 60–65. Не исключалось, что именно новый график расчетов и привел к перебоям в поставках комплектующих и остановке производства автомобилей Kalina и Granta с 22 по 27 октября. При этом после увольнения Напиорковски в ряде СМИ появилась информация о том, что его уличили в коррупции, однако в пресс-службе «АвтоВАЗа» категорически отвергли эту информацию.

Жесткая позиция Андерссона

Как заявил в конце 2014 года Андерссон, приоритет компании — закупки у российских поставщиков.

«Они расположены сравнительно близко, наши закупки осуществляются в рублях, и нам не нужно проводить грузы через таможню, — говорил Андерссон на крупной встрече с поставщиками.

— В России у нас 709 поставщиков, и сегодня 81% наших закупок — это продукция российских компаний.

Большинство из них работает очень хорошо, но в этом году у нас были проблемы с 11 поставщиками. Мы вынуждены сокращать наш производственный график».

В начале текущего года Андерссон отчитался о том, что ему все-таки удалось наладить диалог со смежниками. «В ноябре у нас было несколько сотен некомплектных автомобилей и много недовольных дилеров, — заявлял Андерссон. — С тех пор между «АвтоВАЗом» и поставщиками наладился конструктивный диалог. Я хотел бы поблагодарить правительство и поставщиков, потому что мы решили все волнующие нас вопросы.

Мы можем спорить и не соглашаться по поводу цен — это нормально, но это не должно приводить к остановке конвейера — с этим согласны все».

После этого он не раз заявлял о том, что не допустит остановки конвейера и не планирует новых простоев в третьем квартале. Последнее такое обещание он дал в кулуарах экономического форума в Санкт-Петербурге. По словам шведа, компания рассчитывает выпускать «Приору» в одну смену, «Калину» и «Гранту» — в две. Линии по сборке «Ларгусов», а также «Рено» и «Ниссанов» будут работать по трехсменному графику. Отметим, что в этом году «АвтоВАЗ» дважды отправлял рабочих в вынужденные отпуска. Это произошло в январе и в мае.

«АвтоВАЗу» простой не повредит

В свою очередь эксперты уверены, что текущий простой будет коротким, а сама компания имеет полное право требовать от поставщиков улучшения качества продукции.

«Это не первая остановка из-за проблем с поставщиками, — сказал «Газете.Ru» генеральный директор радио «Страна» Игорь Моржаретто. — В прошлом году остановка была более длительной, и дело было не только в перебоях с поставками, но и в браке. Мне нравится позиция Андерссона — он уверенно заявляет, что не будет работать с теми, кто поставляет некачественные детали и срывает сроки. Понятно, что поставщикам с ним сложно договориться.

Но больше выпускать неукомплектованные автомобили он не будет. Сейчас на заводе действуют новые правила, подразумевающие высокие критерии качества.

Это раньше завод «Москвич» мог выпускать автомобили без фар, и их все равно расхватывали, но теперь все изменилось. «АвтоВАЗ» — это желанный партнер для каждого, и любой поставщик должен выпрыгивать из штанов, только бы получить контракт. Сейчас рынок перенасыщен, и я уверен, что один-два дня простоя компании никак не повредят, это рабочий процесс».

Председатель неофициального профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золотарев также уверен, что «АвтоВАЗ» может позволить себе короткий простой, и полагает, что Андерссону стоит попытаться найти с поставщиками компромисс.

«Это не первый случай, и все упирается в сроки отсрочки платежей, которые устанавливает «АвтоВАЗ», а поставщиков не устраивает, — говорит Золотарев «Газете.Ru». — Но «АвтоВАЗ» может диктовать свои условия. У поставщиков нет возможности лоббировать свои интересы и выходить на других автопроизводителей. Руководству «АвтоВАЗа» нужно действовать более гуманно и трезво оценивать возможности поставщиков, ведь они не всегда могут согласиться с поставленными условиями. Они расслабились, привыкли, что в 90-е годы их продукцию брали в любом случае вне зависимости от качества, а сейчас их нужно строить, требовать, чтобы они соблюдали необходимые стандарты».