Страховщиков схватили за ОСАГО

Центробанк и РСА усиливают надзор за автостраховщиками

Анатолий Караваев
Центробанк после возвращения лицензии компании «Росгосстрах» выдвинет новые требования к страховым компаниям, работающим на рынке ОСАГО. Они будут носить неформальный характер, но в случае игнорирования регулятор может закрепить их на официальном уровне. О необходимости всерьез улучшать качество работы компаний заговорили и в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Банк России вернул лицензию крупнейшему игроку на рынке ОСАГО (около 37% всех застрахованных. — «Газета.Ru») компании «Росгосстрах» спустя всего две недели после лишения. Компания, оказавшись под угрозой отлучения на полгода от продажи полисов, стремительно исправила все выявленные недостатки и с 8 июня вновь начала продавать полисы.

После ожидаемого возвращения лицензии «Росгосстраху» в Центробанке фактически огласили новые правила игры для страховщиков на рынке ОСАГО.

Регулятор заявил о том, что компаниям будут выдвинуты 18 требований по части их профессиональной деятельности, за соблюдением которых он будет внимательно следить.

Речь идет об искоренении наиболее часто встречающихся нарушений в работе компаний, за которые в том числе и был лишен лицензии «Росгосстрах». В частности, среди требований ЦБ оказались такие, как информирование клиентов о возможности купить полис без дополнительных услуг, невоспрепятствование аудио- и видеосъемке при продаже полисов, предварительное информирование о скидках за безаварийную езду (коэффициент «бонус-малус»), наличие достаточного количества бланков полисов в офисах компаний.

«Мы планируем примерно те же самые требования выдвигать в отношении компаний, которые оперируют на рынке ОСАГО. «Росгосстрах» не является в этом смысле исключительной компанией, в отношении которой будут установлены какие-то специальные правила и требования.

Это те правила и требования, которые мы хотели бы реализовать, чтобы повысить качество предоставляемых услуг», — пояснил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. При этом ЦБ собирается контролировать страховщиков в еженедельном режиме, а если этого окажется недостаточно, то мониторинг будет еще более тщательным.

Чистюхин особо отметил, что такой формат взаимодействия пока не носит нормативного характера, но если компании не прислушаются к регулятору, то он может быть закреплен на законодательном уровне.

На протяжении последних недель Центробанк уже неоднократно посылал похожие сигналы, призывая игроков на рынке ОСАГО самостоятельно работать над улучшением работы и не ждать жестких санкций.

Тем не менее заявление о двух десятках требований и строгом контроле их выполнения стало самым четким и серьезным из них.

Неудивительно, что в ходе общения с журналистами зампред ЦБ напрямую выразил надежду, что страховщики сделали правильные выводы после истории с «Росгосстрахом» и «не будут рисковать».

В сообщении ЦБ, в котором банк сообщал о возвращении лицензии «Росгосстраху», также упоминалось, что регулятор намерен предложить Российскому союзу автостраховщиков (РСА) внести изменения в правила профессиональной деятельности, направленные на повышение качества предоставления услуг по ОСАГО и информирования автовладельцев.

И уже в понедельник РСА начал собственную «атаку» на страховщиков. Там полностью согласились с позицией ЦБ, заявив, что пришло время выработки новых правил работы и устранения традиционных недостатков в работе компаний.

О предстоящих изменениях в подходе к страховщикам рассказал глава РСА Игорь Юргенс.

«В ближайшее время РСА планирует пересмотреть подход к тому, как осуществляется информирование автовладельцев об их правах.

Так, необходимо, чтобы при продаже полисов ОСАГО граждане были уведомлены о праве заключения договора ОСАГО в день обращения при наличии у страхователя всех необходимых документов и без приобретения дополнительных услуг, о праве на скидки за безаварийную езду (применение коэффициента «бонус-малус»), о праве получения страховой премии в течение десяти дней в полном размере при расторжении дополнительного договора добровольного страхования, в течение пяти рабочих дней с даты его заключения при условии, что страховой случай не наступил, а также о праве осуществлять аудио-, видеозапись процесса заключения договора ОСАГО», — пояснил президент РСА.

По его словам, страховщик также должен проинформировать покупателя полиса о порядке расчета размера доплаты страховой премии в случае намерения страхователя внести изменения в страховой полис. Кроме того, должна быть обеспечена возможность заключения договоров ОСАГО в течение всего времени работы офиса.

Юргенс подчеркнул, что это далеко не полный список тех нововведений, которые планируется ввести в ближайшее время для защиты прав страхователей, в него будут вноситься добавления.

Напомним, что уровень требований к страховщикам резко вырос в апреле, когда впервые за долгие годы был повышен базовый тариф ОСАГО. Компаниям разрешили увеличить его на 40–60%. При этом почти все крупные компании воспользовались случаем и подняли тариф почти во всех регионах на 60%. В то время как «Росгосстрах» до отзыва лицензии, напротив, в большинстве субъектов увеличил ставку на 40%, однако в работе крупнейшего игрока рынка было выявлено слишком много нарушений.