Авторынок всплывает со дна

Авторынок стабилизировался в мае, сократившись на 37,6%

В мае российский авторынок сократился на 37,6%. По сравнению с мартом-апрелем темпы его падения снизились. К улучшению ситуации привело уменьшение цен на машины и стоимости автокредитов. Эксперты считают, что вновь падающий рубль поддержит продажи в ближайшие месяцы: для одних потребителей это станет сигналом к тому, что ждать снижения цен не стоит, для других — появится возможность обменять наличную валюту на рубли и потратить их на автомобиль.

Российский авторынок в мае замедлил темпы падения. За прошлый месяц в России было продано 125,8 тыс. новых автомобилей, что на 37,6% меньше, чем было в мае прошлого года. За январь — май было реализовано 641,9 тыс. машин, а сокращение объемов продаж относительно аналогичного периода прошлого года составило 37,7%.

Для сравнения: авторынок в этом году максимально падал в марте — на 42,5 %. Такие данные приводятся в ежемесячном отчете комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

«На первый взгляд, май не продемонстрировал видимого улучшения по сравнению со слабыми результатами продаж предыдущих месяцев этого года, — комментирует итоги прошлого месяца глава комитета АЕБ Йорг Шрайбер. — В то же время благодаря постепенному снижению банковских ставок и цен на новые автомобили, поддержанных укреплением курса рубля, отмечается умеренное возобновление общей потребительской активности. Маловероятно, что это относительное улучшение существенно повлияет на рынок, но оно должно способствовать замедлению снижения продаж по сравнению с аналогичными периодами прошлого года в ближайшие недели и месяцы».

Шрайбер также отметил, что комитет намерен обновить свой годовой прогноз для российского авторынка в июне одновременно с объявлением результатов продаж в этом месяце.

В какую сторону будут смещены ожидания, глава комитета АЕБ не уточнил. В начале года комитет прогнозировал падение продаж на уровне 24% по итогам 2015 года.

Бессменный лидер продаж российского авторынка — бренд Lada реализовал в прошлом месяце 22,8 тыс. машин, что на 33% меньше, чем в мае прошлого года. Сохранили свои места в тройке лидеров и южнокорейские марки Hyundai и Kia, продажи у которых в мае составили 13,6 тыс. (–13%) и 12,3 тыс. машин (–27%).

Продажи у марок, занявших по итогам прошлого месяца следующие четыре строчки в рейтинге АЕБ, сократились сильнее, чем в целом упал авторынок Так, у Renault объем реализации новых машин в прошлом месяце оказался на 42% ниже, чем в прошлом году; у Nissan — на 38%, у Toyota — на 43%, у Volkswagen — на 48%.

Замыкают десятку лидеров продаж марки Mitsubishi (4 тыс. и –25%), ГАЗ (3,9 тыс. и –25%) и УАЗ (3,8 тыс. и +8%). При этом стоит отметить, что УАЗ стал единственным в верхней половине рейтинга производителем, продемонстрировавшим в мае рост продаж, что во многом обусловлено растущим спросом на модель Patriot (1,5 тыс. проданных машин), который подкрепляется госпрограммами поддержки автопрома.

В последние месяцы более высокий относительно прошлого года спрос фиксировался только на автомобили некоторых премиум-брендов, например, Merceds-Benz и Lexus. Однако кризис затронул и эти марки: в мае продажи сократились на 12 и 2% соответственно. В апреле рост продаж продемонстрировал только один премиальный бренд — Porsche. В мае же этот немецкий производитель реализовал такое же количество машин, как и годом ранее, 458 единиц.

Несмотря на наметившееся оживление авторынка в целом, большинство марок по-прежнему продают в среднем в полтора раза меньше новых автомобилей, чем в прошлом году. Среди аутсайдеров рынка: SsangYong (–88%), Volvo (–82%), Jeep (–82%), Subaru (–81%), Peugeot (–76%), Suzuki (–72%) и Citroën (–70%).

Granta уступила лидерство

В модельном рейтинге в мае произошли две перемены. Одна из них — это смещение модели Lada Granta с первого на второе место. Продажи модели составили 8,4 тыс. единиц против 12,9 тыс. машин в мае прошлого года.

Модель отечественного производителя уступила лидерство впервые начиная с января текущего года, когда рейтинг продаж возглавила Hyundai Solaris. В минувшем месяце лучше всего продавался тот же Solaris (10,6 тыс. машин).

Еще одно событие майских продаж — попадание в топ-10 модели, не производящейся в России: обычно все верхние строчки рейтинга занимают модели локальной сборки. Так, экспортирующийся на наш рынок кроссовер Toyota RAV4, цены на который были снижены в конце апреля примерно на 250 тыс. руб., поднялся с 17-й на 7-ю строчку рейтинга продаж (3,5 тыс. проданных машин).

Стоит отметить и повышенный спрос на модель Nissan X-Trail, которая разошлась в прошлом месяце в количестве 3,6 тыс. штук, заняв пятое место в списке самых продаваемых автомобилей в России. Этому, как и в случае с RAV4, способствовало снижение производителем цен на 50–150 тыс. руб.

«То, что рынок не упал ниже апрельского минимума, было предсказуемо: в апреле он достиг дна, — прокомментировал «Газете.Ru» итоги прошлого месяца на авторынке начальник отдела продаж легковых автомобилей «Панавто» Леонид Бородкин. — Поэтому уровень продаж многих марок за месяц не сильно изменился».

Собеседник считает, что падение продаж автомобилей премиум-класса во многом связано с вновь растущим курсом валют.

«Дело в том, что, поддавшись панике, многие люди приобретали валюту в конце прошлого года по максимальной стоимости. Теперь они ждут, когда доллар и евро снова начнут расти.

При увеличении их стоимости выше 70 руб. покупатели останутся в плюсе и смогут потратить эти деньги на приобретение автомобилей. Таким образом, продажи в сегменте при таком сценарии начнут расти», — пояснил эксперт.

Директор дилерских центров Mercedes-Benz ГК «Рольф» Ольга Петрова отмечает, что динамика продаж в разных сегментах авторынка изменилась. «За два месяца продажи тех автомобилей, на которых распространяется программа поддержки автокредитования, практически восстановились, — рассказала «Газете.Ru» Петрова. — С другой стороны, теперь ощутимо проседает средний ценовой сегмент. Премиум, игравший до недавнего времени роль локомотива продаж, существенно снизил показатели по отдельным брендам, и это очень тревожная тенденция».

Собеседница полагает, что правительство уже сейчас может оценивать эффективность запущенных им ранее мер поддержки автопрома — льготного автокредитования и лизинга.

«В сложившейся ситуации самым эффективным решением может стать расширение действия программы льготного автокредитования на автомобили стоимостью до 1,5 млн руб.», —
уверена она.

Кроме того, Петрова считает, что стимулом для оживления спроса может стать и начавшееся ослабление рубля: для многих покупателей это будет сигналом, что ждать снижения цен на автомобили больше не имеет смысла.