Богатые регионы любят новые машины

Москвичи покупают новые машины почти в два раза чаще остальных регионов

Анатолий Караваев
Жители Москвы почти вдвое чаще покупают новые автомобили, чем жители остальных регионов. По данным аналитиков, если в столице каждый год на 1000 жителей покупают 28 новых машин, то в регионах всего 16. В десятке лидеров оказались регионы с населением от 3 млн человек.

Емкость российского авторынка с января 2010 по май 2015 года в среднем составила 2,24 млн машин в год, что в пересчете на 1000 жителей составляет 16 новых машин. Такие данные приводятся в исследовании агентства «Автостат».

Как и во многих других исследованиях, связанных с автомобильным рынком, при сопоставлении цифр ситуация в разных регионах значительно отличается, причем разница между «богатыми» и «бедными» субъектами оказывается кардинальной.

Больше всего новых машин, как выяснилось, за последние пять лет купили в Москве. Ежегодно в столице их приобретается 335 тыс. штук. В пересчете на объем населения это составляет 28 автомобилей на 1000 жителей. Впрочем, столичные показатели, скорее всего, не отражают истинного положения вещей. Во-первых, реальное население столицы значительно отличается от упомянутых в исследовании 12,18 млн человек. Во-вторых, за покупкой машины в Москву нередко приезжают из регионов. Особенно явно эта тенденция проявилась в конце прошлого года, когда на фоне обвала рубля столицу наводнили приезжие из Белоруссии и Казахстана. Благодаря курсовой разнице покупка машины в России для них стала намного выгоднее. К тому же далеко не у всех известных марок есть дилеры в соседних регионах и покупателям, желающим приобрести именно новый автомобиль, в этом случае ничего не остается, как ехать в Москву.

Вторым по емкости рынка стала Московская область — 185 тыс. машин в год.

Вместе с Москвой на долю двух этих регионов приходится почти четверть (23,8%) продаж новых машин в России — 520,9 тыс. штук в год. Емкость авторынка в Подмосковье лишь незначительно уступает Москве — 26 новых машин на 1000 жителей каждый год.

Санкт-Петербург оказался лишь третьим, значительно отстав даже от Подмосковья (121,3 тыс. штук в год). Здесь ежегодно приобретается 23 автомобиля на 1000 жителей.

В десятку лучших предсказуемо вошли и другие экономически развитые регионы — Татарстан, Краснодарский край, Самарская область, Башкортостан, Свердловская, Ростовская и Нижегородская области. При этом благодаря небольшому относительно тройки лидеров населению ставший четвертым Татарстан по доле новых машин на душу населению почти не уступает Москве — 27 машин на 1000 жителей ежегодно. Обратная ситуация в Краснодарском крае. Из-за густонаселенности емкость рынка в пересчете на душу населения оказалась даже ниже общероссийской — 15 машин в год на 1000 жителей.

Аналитики агентства отметили, что в первую десятку попали только регионы с населением от 3 млн человек. При этом доля ведущей десятки субъектов емкости авторынка составила половину от общероссийского показателя.

В аутсайдерах, по данным агентства, оказался Дагестан, где на 1000 жителей ежегодно продают лишь 5 новых машин, что более чем в три раза ниже, чем в среднем по России. В Алтайском крае — 6 машин. Столь низким результатам субъекты «обязаны» большому количеству жителей — при довольно средних показателях продаж новых машин из-за этого емкость на 1000 жителей оказалась небольшой.

Обратный пример можно наблюдать в богатом нефтью Ханты-Мансийском автономном округе. При относительно небольшом населении в 1,6 млн человек здесь продается по 40 тыс. новых машин в год — 24 штуки на 1000 человек, что уступает лишь Москве, Подмосковью и Татарстану.

При этом важно отметить, что рынок новых машин далеко не всегда может отражать объективную ситуацию с продажами машин или экономическую ситуацию в регионе в стране. Официальный рынок подержанных автомобилей превышает рынок новых в несколько раз, а в некоторых регионах эта разница намного больше. К примеру, подавляющее большинство покупателей машин в Калининградской области, регионах Дальнего Востока из-за местных особенностей предпочитают недорогие и подержанные иномарки. К тому же отчасти по этой же причине, отчасти из-за географических особенностей дилеров предложений новых машин там меньше, чем в других частях России.

Примечательно, что практически аналогичные результаты были получены «Автостатом» и при недавнем исследовании автокредитования в России. Десятка лидеров в том исследовании оказалась почти целиком идентична нынешней. Правда, доля Москвы оказалась заметно ниже, чем других регионов, что можно объяснить высокими доходами жителей столицы. Среди аутсайдеров тогда также оказались Дагестан и Чечня, где автокредиты при продажах новых машин практически не используются.