Ограничить скорость в населенных пунктах во вторник попросили премьера глава комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов и член этого комитета, экс-глава ГАИ России Владимир Федоров.
Авторы обращения уверены, что снижение разрешенного лимита с 60 до 50 км/ч позволит сократить количество ДТП и уровень смертности на дорогах, а также поспособствует «уменьшению числа пробок и улучшению экологической ситуации, особенно в крупных городах».
«По оценке экспертов, при скорости автомобиля 50 км/ч с учетом времени реакции и тормозного пути расстояние, которое проходит автомобиль до остановки, составляет 28 метров, а при скорости 60 км/ч — 36. В условиях города эти восемь метров могут стоить жизни пешеходу», — уверяют сенаторы.
Одним из главных аргументов в пользу их предложения стал международный опыт. «На сегодняшний день скорость в большинстве европейских городов, в том числе и в столицах, 50 км/ч. Такое ограничение действует в Австрии, Болгарии, Германии, Италии, на Кипре, в Латвии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Словакии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии», — написали авторы. В некоторых городах максимальный лимит и вовсе составляет 30 км/ч.
Сослались сенаторы и на напряженную ситуацию с безопасностью на российских дорогах. Они напомнили, что в прошлом году в ДТП погибли почти 27 тыс. человек, а еще 250 тыс. получили ранения.
При этом около 70% аварий произошло в городах и населенных пунктах. А самым распространенным видом ДТП в городе стал наезд автомобилей на пешеходов — 38% от общего числа.
«Учитывая, что пешеход является наименее защищенным участником дорожного движения, тяжесть таких происшествий — девять погибших на 100 пострадавших, почти в полтора раза выше, чем во всех происшествиях на территории городов и населенных пунктов», — отметили Федоров и Тюльпанов.
В секретариате первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, который курирует в правительстве вопросы, связанные с безопасностью на дорогах, обращение пока не комментируют.
Между тем это далеко не первая попытка ограничить скорость движения в городах. Помимо инициатив на федеральном уровне к этому решению приближаются и московские власти.
Так, в прошлом году уже принято решение о снижении скорости внутри Садового кольца до 50 км/ч.
Оно вступит в силу, когда в этом году на Бульварном кольце появится двусторонняя велосипедная дорожка. Впрочем, внутри самого Бульварного кольца снижать скорость до 40 км/ч, как предлагалось изначально, не станут. Против этой идеи ранее выступили сами москвичи.
Изначально с просьбой к самим сенаторам ограничить скорость в городах обратился глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов. Однако сам он не считает себя автором данной идеи.
«Тот же сенатор Федоров предлагал это еще лет шесть назад, но у автомобилистов, которые не хотят ездить медленно, есть свое лобби, и воплотить инициативу тогда не удалось,
— заявил Соколов «Газете.Ru». — Так что считать меня автором инициативы нельзя, но я действительно написал им письмо и встречался лично, и очень рад этому обращению».
По его мнению, шансы, что правительство поддержит инициативу, довольно высоки. «Через Госдуму пока не получается — наши партнеры, депутаты из Ивановской области, которым мы помогали, в прошлом году пытались снизить до 10 км/ч максимально возможный лимит превышения скорости без штрафа, но у них не получилось. Там вроде бы со всем соглашаются, кивают, но увы. Поэтому надеемся, что этот путь окажется проще и удачнее. Правительство внесет поправки в ПДД — в парламенте эту инициативу проводить уже не обязательно, так как здесь не меняется административный кодекс и можно ограничиться постановлением кабинета министра. На самом деле большого сопротивления я не жду, многие понимают, что мы правы. Есть статистика, и она говорит в нашу пользу».
Глава «Союза пешеходов» также надеется, что помимо сокращения максимальной скорости в городах его сторонникам удастся добиться и снижения упомянутого лимита превышения скорости, за который водителю не грозит штраф.
«Во всем мире это 1–2 км/ч, в некоторых странах 10%. Я понимаю, когда в советские времена приборы измерения были несовершенны, и чтобы не было сомнений, ввели это поблажку в 10 км/ч, но зачем 20 км/ч?! Это слишком много.
У нас средняя скорость в центре Москвы около 30 км/ч. А сейчас люди разгоняются до 80, пролетают пешеходные переходы, пешеходов они просто не видят. И пешеходы тоже не всегда могут оценить скорость автомобиля, отсюда и рост аварийности. Мы не предлагаем, как в некоторых европейских городах, ограничить скорость до 30 км/ч, в наших условиях это нереально, но и действующие скорости несовместимы с городами — есть МКАД и другие похожие магистрали, и там, конечно, не надо ничего ограничивать, потому что пешеходов там нет».