Российские страховщики после неожиданно жесткого решения Центробанка об ограничении лицензии «Росгосстраха» на оформление полисов ОСАГО постепенно приходят в себя. По мнению игроков рынка и экспертов, позиция регулятора носит скорее воспитательный, чем карательный характер.
Напомним, претензии к «Росгосстраху» у ЦБ возникли в связи с массовыми нарушениями. С начала этого года на компанию пожаловались более 2 тыс. клиентов, а сама компания получила около 400 предписаний по устранению нарушений, которые не исполнила. В частности, компанию упрекнули в навязывании клиентам ненужных услуг и непредоставлении автовладельцам скидки за безаварийное вождение.
«Если никто не среагирует правильно и будет продолжать навязывать услуги, то подобная ситуация повторится», — считает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
Но по его словам, «все всё поняли и собираются работать максимально транспарентно и в соответствии с законом».
Между тем ЦБ уже посылает определенные сигналы и в регионы. В частности, вопросы у регулятора, по данным портала banki.ru, возникли к деятельности крупного уральского страховщика «Южурал-АСКО». По итогам 2014 года страховщик занял десятое место среди страховых компаний России по сборам на рынке ОСАГО и является лидером в своем регионе.
В самой компании пока заявляют, что ЦБ «знакомится с текущей ситуацией». Кроме того, гендиректор «Южурал-АСКО» Григорий Любавин признал, что у регулятора «есть отдельные рабочие вопросы к компании».
Повышенное внимание к уральскому страховщику может быть связано с новой тактикой Центробанка. На прошедшей на этой неделе конференции по страхованию директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук предупредил, что регулятор возьмет на особый контроль лидеров региональных рынков ОСАГО. «Нас очень сильно беспокоит тема захвата лидерских позиций по регионам, когда мы становимся заложниками одной-двух страховых компаний», — отметил Жук.
По мнению заместителя генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, наступление ЦБ на страховщиков не коснется рядовых потребителей, но поможет навести порядок на рынке.
«Я думаю, что для простых автомобилистов ничего кардинально измениться не должно, так как на рынке ОСАГО представлено около сотни компаний, — заявил «Газете.Ru» Иванов. — Да, есть регионы, где только «Росгосстрах» и еще кто-то, ну значит, теперь люди пойдут к этой второй компании. Мест, где существовал какой-то монополизм «Росгосстраха», не так много, но я не думаю, что это какие-то крупные населенные пункты и их жители теперь столкнутся с проблемами. Все эти разговоры о том, что кто-то где-то останется без страховки, несколько преувеличены».
Иванов уверен, что проблемы «Росгосстраха» временные:
«В ЦБ уже четко сказали, что там нет задачи лишить компанию лицензии.
Да, были нарушения, были судебные решения, и таким их количеством ни одна другая компания «похвастать» не может, но регулятор дал понять, что лишить компанию лицензии никто не стремится. Просто лидирующее положение на рынке — это не привилегия, а большая ответственность».
По мнению Иванова, после временного ухода с рынка «Росгосстраха» пересмотр тарифов остальными компаниями в сторону снижения маловероятен: «ОСАГО должно быть выгодно страховщику, а даже при нынешних тарифах многим приходится всерьез беспокоиться, чтобы не потерять деньги в том или ином регионе. Поэтому я думаю, что тот максимальный тариф, который ведущие компании выбрали в большинстве регионов, останется неизменным (с 1 апреля базовый тариф ОСАГО вырос на 40–60%. — «Газета.Ru»). К тому же не надо забывать, что еще вместе с тарифами серьезно вырос и размер максимальной выплаты, а это чревато убытками, если стоять по нижней или средней границе тарифа. Конечно, исключения быть могут. Иногда компании могут рискнуть что-то потерять ради потенциальных новых клиентов, но в ОСАГО потребители не очень лояльные: сегодня ты его застрахуешь, а на следующий год он придет не к тебе, а к тому, у кого дешевле».
Иванов уверен, что в конечном итоге решение ЦБ — это четкое послание всему рынку.
«И я вас уверяю, что рынок ОСАГО сделал соответствующие выводы. По моим данным, сейчас все компании стараются следить за тем, чтобы во всех точках продаж, особенно в регионах, был полный порядок,
чтобы потребители не слышали слов о том, что бланки закончились или что надо прийти через месяц, — рассказывает топ-менеджер. — По большому счету это началось еще в апреле, с увеличением базовой стоимости ОСАГО, но сейчас это такое хорошее напоминание тем, кто перестраивается не слишком быстро. Мера, очень подстегивающая работать так, как полагается. Когда я во вторник вечером по радио услышал эту новость, я сразу же отписал в наш отдел рекламы, который занимается снабжением офисов бланками, чтобы они провели ревизию их наличия на складе, проверили график их поступления с фабрики Гознака и проверили их наличие уже на местах. Сегодня в несколько филиалов экспресс-почтой отправляем бланки, чтобы, как говорится, от греха подальше. Вдруг ринутся толпой клиенты, и надо быть готовыми. Пока они не ринулись, особого ажиотажа и спроса мы не наблюдаем, но любая уважающая себя страховая компания должна быть готова к любому сценарию».
С мнением о том, что решение ЦБ направлено не столько против «Росгосстраха», сколько на то, чтобы подстегнуть всех игроков, согласен и руководитель Гильдии актуариев Владимир Новиков:
«Решение ЦБ — в определенном смысле это сигнал всем игрокам, демонстрация готовности переходить от советов и рекомендаций к четким действиям. И в этом плане лучше «Росгосстраха» объект трудно подобрать. Потому что теперь все сразу поняли, что «священных коров» в силу своей рыночной доли или еще каких-то факторов у нас нет: пришло критическое количество жалоб, и Банк России действует по закону, приостанавливая лицензию. Хотя раньше все-таки к компаниям из первой десятки по ОСАГО относились как к «неприкасаемым» по всем параметрам».
Эксперт также уверен, что после решения ЦБ для рядовых потребителей стоимость страховки не увеличится:
«Да, у «Росгосстраха» были минимальные тарифы в регионах, но одна из претензий регулятора была как раз в том, что идет навязывание большого числа допуслуг и в совокупности клиент платит уже совсем другие деньги.
И купить там полис без этого было настоящей проблемой. А сейчас я уверен, что потенциальные клиенты «Росгосстраха» смогут найти альтернативу, все-таки после повышения тарифов многим компаниям ОСАГО стало интереснее. А главное, я не думаю, что сам период отстранения компании будет долгим: нужно четко отработать предписания — и все. Думаю, Банку России тоже выгодно показать, что после устранения формальных причин лицензию оперативно и без проблем возвращают — это будет позитивный сигнал для остальных, который покажет, что позиция ЦБ опирается на закон».