О проблемах, с которыми приходится сталкиваться российским автошколам, «Газете.Ru» сообщил источник в одной из ассоциаций, объединяющих российские автошколы.
По его словам, окончательное утверждение нового административного регламента МВД по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений автошколы ждали в мае, но этого так и не произошло.
Между тем выдача водительских прав нового образца ведется в ГИБДД уже с 1 апреля 2014 года. Число категорий и подкатегорий тогда было увеличено до 16. Среди прочих новшеств — возможная сдача экзамена на «автомате» и запрет на экзамен после самостоятельного обучения.
«Люди оказались неплатежеспособны»
Новые требования к российским автошколам действуют с 12 августа 2014 года. К примеру, преподаватели теперь должны иметь высшее образование, а на территории автошколы в обязательном порядке должна быть столовая. Самым большим ударом стала необходимость иметь при школе учебную площадку размером не менее 0,24 га, что на данный момент смогли позволить себе не более 40% автошкол по всей России.
«В настоящее время из 11,4 тыс. автошкол по всей России только 4,9 тыс. смогли пройти переаттестацию и приступить к своей деятельности, — рассказал источник «Газете.Ru». —
Получается, что порядка 60% не смогли пройти проверку ГИБДД на соответствие материально-технической базы: для них новые требования оказались невыполнимыми».
Отметим, что оставшимся на рынке автошколам, чтобы закупить оборудование и переоснастить классы, пришлось существенно поднять стоимость обучения. На данный момент в столице за обучающие курсы придется отдать 40–45 тыс. руб., и цены постоянно растут. Это, по словам собеседника «Газеты.Ru»,
привело не только к резкому снижению числа желающих посещать автошколы и учиться мастерству вождения, но и к развитию коррупции.
«Если в прошлом году в столице работало 350 автошкол, то сейчас их не более 150, и очередей на запись в них нет: люди оказались неплатежеспособны, — говорит источник. — Если раньше можно было выучиться за 10–15 тыс. руб., пройти обучение экстерном, то сейчас это невозможно. В регионах ситуация еще сложнее: количество школ резко сократилось.
И такое положение дел будет вынуждать делать другие ходы: уже сейчас, слыша цену 40–45 тыс. руб., люди признаются, что за 50 тыс. руб. найдут возможность, чтобы им эти водительские права привезли на блюдечке.
Такого элемента быть не должно, но получается, что и корочку об обучении можно получить дешевле. На этом попадались и автошколы, и представители ГИБДД».
При этом изменение ситуации, когда обучение в автошколах и прием экзаменов ведутся по старой системе, пока не предвидится. Все упирается в до сих пор не утвержденный административный регламент МВД.
Затянувшееся обсуждение
Напомним, что проект регламента был размещен на едином портале размещения информации в начале марта и до сих пор проходит процедуру общественного обсуждения. Согласно документу, существенно изменилась методика прохождения теоретического экзамена, который стал заметно строже.
К примеру, кандидатам в водители, допустившим одну ошибку или в отведенное время не ответившим на один вопрос, предоставляется возможность в течение пяти минут ответить на пять вопросов одного дополнительного тематического блока. В случае если водитель ошибся два раза, ему придется в совокупности ответить на десять дополнительных вопросов. Напомним, что ранее при сдаче экзамена допускались две ошибки, а дополнительные «штрафные» вопросы не предусматривались.
В практическую часть внесены еще более существенные изменения. Так, предполагается, что вместо прежних 10 различных заданий кандидатам придется проходить 17 возможных тестов.
Срок приема экзамена у одного кандидата в водители не должен превышать 20 минут. Отметим, что новшества в обоих этих направлениях были подвергнуты критике со стороны Гильдии автошкол.
При личном тестировании новых требований к прохождению площадки
профессионалы — преподаватели автошкол сами не смогли выполнить некоторые упражнения, предлагаемые для сдачи экзамена кандидатам в водители.
А ради нового упражнения «Скоростное маневрирование», которое добавили в регламент, длина площадки должна составлять не менее 90 м, и далеко не все автошколы ими обладают. При этом, по оценке Гильдии автошкол, это упражнение не только не улучшает навыков кандидата в водители, но и представляет для него опасность при выполнении в установленное время.
Сам документ, по оценке экспертов, нуждается в совершенствовании и доработке. В МВД РФ было направлено обращение с просьбой для его совершенствования внести пояснения и уточнить ряд пунктов административного регламента, но ответа от ведомства пока нет.
«Программы обучения мы создали, хотя никаких критериев, которыми должны обладать водители, не было создано, — рассказывает источник «Газеты.Ru». — В итоге из 190 часов обучения всего 30% практики. Как можно у доски объяснять восемь часов, как проезжать пешеходный переход? Нужно добавлять больше психологии, учить водителей смотреть в глаза людей, чувствовать скрытую опасность, примечать детскую коляску, которая вот-вот окажется на дороге. Мы ждали этих реформ несколько лет, но в итоге выпущенные программы, как и эксперты, которые присутствовали при их создании, вызывают сомнения. Там не было ни одного директора автошколы, были в основном производители пособий и медицинских тренажеров, детских юношеских школ. А к нашим предложениям не прислушались. А теперь появляется административный регламент, который снова переворачивает все с ног на голову, опять новые требования к автошколам и педагогам».
Между тем вице-президент Федерации объединений автошкол России Владимир Чуков считает, что автошколы все-таки начали работать с использованием новых программ обучения. Только дело в том, что по духу и содержанию они не отличаются коренным образом от прежних программ.
«В данный момент автошколы работают по новым программам, ГИБДД проверяет, насколько рабочие программы автошкол соответствуют нормативным, и только после этого дает разрешение на их деятельность, — рассказал Чуков «Газете.Ru». —
Осталось только дождаться регламента по приему квалификационных экзаменов. От него, от того, насколько высоко будет установлена планка при приеме экзаменов, и будет зависеть качество подготовки водителей. Что касается методов приема теста, то ничего кардинального в этом регламенте не будет. Будут усовершенствования, поменяются фигуры, ужесточатся требования. Но все это строится в соответствии с международным соглашением о приеме квалификационных экзаменов».
Эксперт отмечает, что введение нормативов для автошкол проходило слишком быстро, при этом на рынке удержались и неблагонадежные организации.
«Я надеялся, что все эти нововведения поспособствуют уходу с рынка тех организаций, которые занимаются демпингом, не готовят водителей, а торгуют справками, но этого не случилось, — признается Чуков. — Немножко изменились финансовые потоки, но в итоге все осталось по-прежнему.
А затраты водителей возросли. Ведь как только ГИБДД получает возможность что-либо контролировать и разрешать, это определенным образом сказывается на цене подготовки водителей.
И очень неправильно, что от всех этих проблем дистанцировался Рособрнадзор».
Реакция МВД
Замначальника ГИБДД России генерал Владимир Кузин заявил «Газете.Ru», что в МВД точно так же ждут принятия административного регламента.
«Все идет в нормальном порядке, в соответствии с регламентом подготовки нормативных актов, — отметил Кузин. — В какие сроки он выйдет, я не могу прогнозировать. В мае автошколы не дождались регламента, потому что он не готов, он дорабатывается. Нужно ждать и надеяться, что он выйдет в ближайшее время, но конкретных сроков сейчас никто не назовет. Процесс приема экзаменов продолжается, и никаких издержек в этой части нет».